» » Как не растеряться и правильно действовать при отказе тормозов

Как не растеряться и правильно действовать при отказе тормозов

Как не растеряться и правильно действовать при отказе тормозовМногим автомобилистам немного постарше знакомо это леденящее все тело и душу чувство: тормозная педаль нажимается, а в ответ не следует никакой реакции. В такой момент многие совершенно забывают, что главное для водителя в любой из экстремальных ситуаций – сохранить способность думать, как не растеряться и правильно действовать при отказе тормозов, будет описано нашей статье.

При качественном уходе за современной машиной в отказ тормозной системы слабо верится. Однако забывать о нетехнических факторах нельзя – к примеру, о камнях и ямах на дороге, которые могут стать причиной порванной трубки гидропривода, о злоумышленниках, наконец, о бракованных запчастях. Поэтому ко всему нужно быть готовым …

Внутренние резервы или как правильно действовать в такой ситуации.

Если педаль неожиданно провалилась, первым советом будет – продолжать давить ее вплоть до упора. Все современные машины имеют тормозную систему из пары контуров, и чаще всего отказывает только один (разрыв манжеты в цилиндре гидравлического привода, потеря герметичности). Естественно, один контур замедляет автомобиль заметно хуже, причем педаль может «включаться» только «внизу» – возле самого пола, но выбирать в подобной ситуации не приходится.

Если педаль упирается в коврик, а от этого нулевой эффект, нужно ее отпустить и резко снова нажать. Если есть на это время, можно сделать сразу пару нажатий с повторением, не дожидаясь эффекта от 2-го, 3-го качков педалью: всегда надейтесь на лучшее, бывает, что система «оживает» аж на 5-ом, 6-м качке. Накачав подобным образом давление в системе гидравлического привода, можно остановить автомобиль даже с высокой скорости.

Может быть и так, что автомобиль замедляется, а педаль медленно проваливается (тормозная жидкость перепускается через дефектные манжеты или теряется). После того, как вы использовали ход педали до конца, надо отпустить ее и затем опять нажать, повторяя подобную процедуру несколько раз до полного торможения. С каждым ходом педали из системы без герметизации будет вытекать жидкость, однако при этом рабочие цилиндры будут способны передавать на колодки некоторые усилия.

Спаситель - «ручник».

Если вам стало ясно, что рабочая тормозная система полностью отказала, надо обратиться к торможению двигателем и к стояночному тормозу. Эффективность ручного тормоза заметно ниже, особенно при скорости, которая превышает 40 – 50 км/ч, кроме того, из-за торможения ручным тормозом из-за блокировки задних колес может возникнуть занос. Поэтому лучшим вариантом для вас будет тянуть рычаг, при этом одновременно нажимать «трещотку», – так усилие дозируется точнее. Нужно всегда помнить о том, что вывести автомобиль из заноса в подобной ситуации труднее – одна рука-то положена на «ручник»! Вообще нежелательно (также ввиду высокой вероятности заноса) останавливать автомобиль при помощи стояночного тормоза на кривой – перед началом процесса торможения лучше перевести машину в прямолинейную траекторию.

Вместе с ручным тормозом многие водители применяют торможение мотором, последовательно переключаясь на пониженные передачи. Педаль сцепления следует быстро отпускать, максимально сокращая время его включения.

Если дорога идет уклоном, надо исходить из общего правила торможения мотором: передачу на спуске надо выбрать такую, как и при подъеме автомобиля на данном участке.

Еще одно рабочее средство.

При отказе тормозов на крутом спуске, методы, описанные выше, могут не принести должного результата. Тут на помощь приходит способ, который испытан автогонщиками, – торможение бортом или колесами о скалу, бордюр, разделительный брус или любое другое сооружение, которое расположено вдоль дороги. Главное при этом – по возможности выбрать гладкий участок скалы или строения, чтобы притираясь к ней, автомобиль не зацепился за что-нибудь выступающее и не развернулся перпендикулярно дороги, что чревато потерей контроля над сложившийся ситуацией и переворачиванием. По этой самой причине угол сближения автомобиля с поверхностью надо выбрать как можно минимальнее. Еще один вариант весьма «безболезненной» остановки без тормозов – это удариться сзади о грузовик, попутно едущий перед вами. Перед этим надо всех пассажиров попросить пристегнуть ремни, крепко взяться и упереться в детали интерьера.

Самым страшным в ситуации с отказом тормозов является лобовое столкновение с транспортом, идущим вам на встречу, так как скорости сталкивающихся автомобилей в этом случае суммируются. Поэтому, если у вас есть выбор, вместо лобового столкновения лучше выбрать переворачивание машины или наезд на неподвижное препятствие. В таком случае не надо думать о сохранности автомобиля, помня о том, что дороже всего – здоровье и жизнь людей.

Ничто не может возникнуть внезапно

Отказать тормозная система без причины никогда не может. Часто автомобиль подает водителю небольшие «сигналы» о проблеме, которая может у него возникнуть: при торможении машину уводит в сторону, изменяется нажатие на педаль – она становится жесткой или мягкой, педаль «отдает» в ногу толчками, интенсивность торможения отличается от той, которая была у вас раньше. При появлении первых же признаков нестандартного поведения тормозов надо обратиться к специалистам или, если это случилось с вами на трассе, остановиться и выяснить причину.

У «ручника» есть еще одна роль.

Мы очень редко задумываемся, от чего это инспекторы ГИБДД настойчиво интересуются корректной работой стояночного тормоза. А ведь его другая роль – дополнительный тормоз на случай отказа рабочей (основной) системы. Для того, чтобы в экстренной ситуации вы на него положились, нужно им постоянно пользоваться – тогда его трос в оболочке не заржавеет. Приобретению навыков экстренного торможения надо отдать должное, потренироваться останавливать автомобиль с нерабочей тормозной системой очень полезно. Делать это лучше на свободных и прямых улицах.

Не забываем о руле.

Пытаясь остановить автомобиль с неисправными тормозами, надо постоянно крепко держать руль и быть готовым поправить направление маневра машины. Не надо исключать тот факт, что поврежденная тормозная система может заблокировать только одно или два колеса, и авто пойдет юзом. Главное - не растеряться и правильно выбрать траекторию движения вашей машины.

13-06-2011, 20:15 | Зинченко Владимир Александрович
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: