» » Износ протектора шины. Как оценить?

Износ протектора шины. Как оценить?

Износ протектора шины. Как оценить?Покупка бывших в употреблении шин привлекает многих автомобилистов. Продавцы же, реализующие подержанные покрышки, стараются заманить покупателей низкой ценой и низкой степенью износа, одновременно называя непонятно откуда взятые проценты – 15, 25 или 30. Однако, как правило, в подавляющем большинстве случаев оказывается, что шины изношены намного больше, чем ранее безапелляционно заявлял продавец. Причин этому несколько. Во-первых, продавец нередко пытается ввести покупателя в заблуждение, стараясь продать неликвидные покрышки. Во-вторых, называя виртуальные проценты значения износа шин, продавец может и не иметь злого умысла. Другими словами, продавец, вероятно, оценивает износ протекторы резины неправильно.
Впрочем, приобретая автомобильные шины, бывшие в употреблении, следует уделить особо повышенное внимание не значению абсолютного износа протектора, а его равномерности. Исходя из характера износа (его равномерности или неравномерности) протектора, можно с достоверной точностью узнать многое о прошлом покрышки и, конечно, определиться с возможностью ее дальнейшей эксплуатации. Помимо прочего, научиться правильно оценивать износ шины крайне важно всем автомобилистам, поскольку этот навык позволит самостоятельно принимать решение о замене старых шин на новые.

Как сильно изношена шина?
Цена и потребительская привлекательность б/у шин в немалой степени зависит от высоты протектора, что является, пожалуй, самым важным и распространенным критерием. Несомненно, высота протектора важна, однако следует понимать, что разные покрышки изначально имеют разную высоту. Это касается новой резины. Кроме того, разные шины обладают разной предельной высотой износа. Другими словами, разные модели шин имеют разную высоту протектора, при которой покрышка утрачивает почти все свои важнейшие характеристики. Это касается подержанной резины. Заметить данные отличия проще всего у летней и зимней резины.

В качестве примера можно рассмотреть две шины: зимнюю покрышку со скандинавским типом протектора и летнюю дождевую скоростную покрышку. Каучуковая резина, из которой изготавливаются летние покрышки, существенно тверже того материала, из которого производятся зимние покрышки. Помимо прочего, для зимней резины наиболее актуальной является высота протектора, поскольку именно от этой характеристики зависит способность покрышки «цепляться» за грунт, который находится под внушительным слоем снега. Нелишне также отметить, что при передвижении на высокой скорости по асфальтированному дорожному покрытию шина с высоким протектором принесет больше вреда, нежели пользы.

Анализируя вышеперечисленные различия, нетрудно прийти к выводу, что высота протектора летней скоростной покрышки составляет 6-8 мм, а высота протектора зимней покрышки со скандинавским типом протектора варьируется в пределах от 9 до 11 миллиметров. Невзирая на прочие равные условия, износ зимней резины будет происходить значительно быстрее летней. Данное обстоятельство обуславливается, прежде всего, тем, что материал, из которого изготавливается зимняя резина, более мягкий. Кроме того, зимние покрышки обладают гораздо меньшей площадью наружной поверхности шашек протектора. Вследствие этого происходит значительно увеличение нагрузки на единицу этой площадки, что опять-таки приводит к более быстрому износу зимней шины.

Если говорить о безопасности передвижения в обычных сезонных условиях, то для зимних покрышек самым актуальным является не только наличие поперечных ламелей, находящихся в шашечках протектора, но и их качество. Для справки следует сказать, что поперечными ламелями называют «липучки», призванные уменьшать тормозной путь и обеспечивать курсовую устойчивость. В летних же покрышках наиболее критичным является само наличие протектора с определенной высотой. Если высота протектора становится меньше определенных значений, то существенно снижается способность автомобильных покрышек противостоять аквапланированию.

Итак, при покупке подержанных шин, во-первых, следует не принимать в расчет из всех прочих возможных условий эксплуатации экстремальное вождение, во-вторых, необходимо учитывать, что прорезы поперечных ламелей, т.н. «липучек», на зимней резине не могут достигать основания протектора. Глубина прорезов «липучек», как правило, не превышает пяти миллиметров. Принимая все перечисленное во внимание, можно сделать вывод, что:
  • летняя резина, износ которой составляет 50 процентов, является пригодной для дальнейшей эксплуатации в течение некоторого времени;
  • зимняя резина, износ которой составляет 50 процентов, высота протектора которой не превышает 6 миллиметров и которая имеет стертые ламели, является непригодной для дальнейшей безопасной эксплуатации.
Реальный износ протектора шины. Как посчитать?
Подавляющее большинство продавцов подержанных шин вычисляют износ протектора следующим образом: значение фактического остатка высота протектора автомобильной покрышки делят на ее изначальную высоту. Однако считать износ таким способом в корне неверно. Дело в том, что такой формулой вычисления можно воспользоваться лишь в том случае, если резина «обкатана» до «нуля». А подобное в принципе невозможно.

В протекторе еще на этапе производства шины устанавливаются специальные сигнальные метки, высота которые составляет примерно 1,6 миллиметров. Если износ протектора в процессе эксплуатации достиг этих меток, то это свидетельствует о том, что резина пришла в полную негодность. Согласно ПДД (правилам дорожного движения), эксплуатация покрышек, остаточная высота протектора которых составляет меньше двух миллиметров, недопустима. Таким образом, передвижение на таких шинах небезопасно, т.к. существенно увеличивается риск попасть в ДТП и незаконно. Если сквозь эту призму рассматривать зимние покрышки, то в данном случае реальный «ноль», зависящий от условий эксплуатации и вида протектора, составляет примерно 3-4 миллиметра.

Для определения фактического износа протектора автомобильной шины правильнее будет использовать нижеследующую формулу.

       (Hn-Hf)
Z= ------------ * 100 %
     (Hn-Hmin)


В данной формуле:
  • «Z» является реальным процентом износа покрышки, исчисляемым в процентах.
  • «Hf» является фактической высотой протектора.
  • «Hn» является высотой протектора совершенно новой резины определенной модели и конкретного типоразмера.
  • «Hmin» является минимально допустимой высотой протектора для данной покрышки.
Далеко не каждый автомобилист знает, какую высоту протектора имела новая шина нужной модели. Другими словами, не всякий автомобилист сможет определить значение присутствующего в формуле «Hn». Вследствие этого, чтобы определить степень износа шины, следует пользоваться усредненными показателями, выведенными благодаря различиям разных типов покрышек по высоте нового протектора.
  • Показатель «Hn» для зимних автомобильных покрышек, имеющих скандинавский тип протектора (т.е. шипованные шины, обладающие повышенной проходимостью), равняется 10 мм.
  • Показатель «Hn» для зимней резины, имеющей ассиметричный и классический протектор, равняется 9 мм.
  • Показатель «Hn» для скоростных автопокрышек с протектором, рисунок которого похож на летний, равняется 7 мм.
  • Показатель «Hn» для летних автомобильных шин, которые имеют классический протектор и обладают повышенным противодействием к аквапланированию (то есть дождевые шины), равняется 8 мм.
  • Показатель «Hn» для летних скоростных шин равняется 7 мм.
Фактическая высота протектора – показатель «Hf» - определяется с помощью измерения пар шин, расположенных на одной оси. После этого выбирается самое маленькое значение высоты из всех полученных.

Несколько сложнее определить показатель «Hmin», то есть максимально допустимую высоту протектора автошины. Критическая отметка, согласно правилам дорожного движения, равняется двум миллиметрам. Однако такое значение максимально допустимой высоты протектора можно применить, наверное, исключительно к летним покрышкам, да и то с большими ограничениями. Резина, которая предназначена для зимнего сезона, утрачивает практически все свои характеристики, когда критическая отметка равняется примерно четырем миллиметрам. Таким образом, реальное минимальное значение показателя «Hmin», находящегося в прямой зависимости от сезонности, типа шины и условий эксплуатации, варьируется в пределах от двух до четырех миллиметров.

Необходимо отметить, что способ определения износа автомобильной покрышки, который приведен выше, поможет покупателю принять окончательное решение о покупке. Вместе с тем, предъявлять продавцу подержанных шин какие-либо претензии, основываясь на вычислениях при помощи вышеприведенной формуле, не следует. Поскольку убеждать продавца в том, что износ считается именно так, - бессмысленная затея.

Неравномерный износ протектора шины
Высота протектора шины измеряется при помощи линейки с глубиномером либо штангенциркуля. Впрочем, многие автомобилисты для измерения пользуются обычной монетой. Однако такое измерение, не отличающееся, прямо сказать, точностью, не позволит получить максимально полную и достоверную картину того, насколько равномерно изношены покрышки. Сразу стоит отметить, что высота протектора резины измеряется как минимум в шести разных точках. Будет просто отлично, если замеры будут осуществлены в девяти или даже в двенадцати разных точках. Измерения производятся с обоих краев протектора, по центру и нескольких местах по окружности покрышки. Полученные результаты измерений в разных точках должны полностью совпадать.

В результате измерений может оказаться, что:
  • Протектор по краям покрышки выше, нежели по центру. Это с большой степенью вероятности означает одно – резина в течение продолжительного времени находилось в перекачанном состоянии. Вследствие этого произошло существенное увеличение нагрузки на силовой каркас, что, безусловно, сказалось на ресурсе покрышки. Покупка такой шины – достаточно опрометчивый шаг, от которого все-таки желательно отказаться.
  • Протектор шины выше в центре, нежели по краям. Такой износ может свидетельствовать о том, что покрышка, вероятно, часто недокачивалась. На подобной покрышке можно некоторое время ездить только в том случае, если на ней не практиковалась езда в спущенном состоянии. Явные признаки передвижения на полностью спущенной покрышке проявляются в стертом рисунке верхней части боковой поверхности шины.
  • Износ протектора шины неравномерен по ширине. Другими словами, стерт (сильно изношен) только один край покрышки. Подобный износ является верным признаком неисправности подвески машины. При покупке, последующей установке и дальнейшей эксплуатации такой шины, возможно, ее сцепление с дорожным покрытием будет весьма слабым. Но с течением времени износ станет равномерным по всей ширине покрышки и сцепление станет оптимальным. Происходит это в течение очень непродолжительного времени, однако в этот период, когда износ покрышки становится равномерным, передвигаться следует с предельной осторожностью. Поскольку следствием неравномерного по ширине износа протектора является нарушение курсовой устойчивости автомобиля и увеличение тормозного пути.
  • Износ протектора шины неравномерен по окружности колеса. В результате замеров получается, что шашечки покрышки, находящиеся в центре и на боковинах, в разных точках окружности обладают разной высотой. Это с большой вероятностью говорит о том, что предыдущий владелец покрышки отдавал предпочтение «экстремальному» передвижению. Покрышка, скорее всего, испытывала на себе нагрузки, оказываемые экстремальными разгонами и торможениями. Следствием подобной эксплуатации шины становится изменение температурных режимов, что, в свою очередь, напрямую влияет как на структуру самой резины и каркаса покрышки, так и на их состояние. Помимо прочего, наличие статического баланса у такой шины – еще одно следствие неравномерного износа протектора шины по окружности колеса. Причем, данный дисбаланс не представляется возможным определить и устранить даже в условиях шиномонтажа с использованием балансировочного станка. Эксплуатация такой шины не лучшим образом сказывается на безопасности езды и негативно отражается на состоянии узлов подвески автомобиля. Прямо сказать, место такой шины – на свалке!
  • Рисунок протектора стерт в верхней части боковой поверхности шины, а на стыке с областью протектора покрышки резина имеет «пожеванный» вид. Подобный износ свидетельствует о том, что практиковалась езда на шине в спущенном состоянии. В результате этого происходит повреждение силовой части каркаса шины, что приводит к возникновению сильного статического дисбаланса. С подобным дефектом практически невозможно справиться даже в условиях шиномонтажа при помощи балансировочных грузов. Дальнейшая эксплуатация такой шины невозможна, поэтому от ее покупки лучше воздержаться.
  • Износ протектора покрышки на двух шинах из одной пары различается. Данный характер износа, как правило, является результатом того, что предлагаемая пара покрышек собрана из так называемых «запасок». Чтобы полностью удостовериться в этом, следует ознакомиться с датой производства шин. Если даты не совпадают, то пара собрана из запасных шин. Если даты производства, указанные на покрышках, совпадают, то подобный износ стал возможным вследствие неисправности подвески. Стоит ли покупать такие покрышки? Окончательное решение, конечно, принимает автомобилист-покупатель. Как бы то ни было, стоит отметить, что установленные на передней оси автомобиля шины, высота протектора которых различается на один и более миллиметров, могут стать причиной возникновения неконтролируемого заноса. Последствия в этом случае могут быть самыми трагичными.
2-04-2013, 17:55 | Дмитрий
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: