Основным предназначением сцепления является передача крутящего момента к коробке переключения скоростей от маховика коленчатого вала двигателя. В момент вдавливания педали сцепления в пол, происходит кратковременное прерывание крутящего момента, своего рода, отделение двигателя от трансмиссии. Более подробно, о том, как работает сцепление в автомобиле, поговорим в этой статье.
В состав сцепления входит:
- привод
- сам механизм сцепления
Что же такое привод? Давайте разберёмся.
Человек может двигать руками и ногами, выполнять различные действия, при этом ни к рукам, ни к ногам не применяется никаких рычагов и проводов. В автомобиле всё работает по-другому. Это не живой механизм, и двигаться он будет только при управлении им человеком. Все механизмы автомобиля надёжно закреплены в различных частях кузова, и чтобы водитель имел возможность управлять своим автомобилем со своего места, ему на помощь приходят приводы, ведущие к механизмам.
Не очень понятно? Тогда представьте себе, что человек прикован к кровати или креслу, и ему никто не может помочь открыть или закрыть форточку. На помощь, ему может прийти какой-либо дистанционный механизм. Таким механизмом может служить палка с веревками на концах. Один конец верёвки привязан к ручке форточки, а другой - у вас в руке. И теперь проблем нет: вам холодно - толкните палку от себя, решили проветрить - потяните на себя. В данном случае это приспособление и будет приводом, передающим на расстоянии ваше усилие.
Чтобы привести в движение тот или иной механизм, нужно воздействовать на привод данного механизма. Привод состоит из множества деталей и узлов, может быть гидравлическим и механическим.
Привод сцепления - гидравлический.
Основные его составляющие:
- педаль
- трубопровод
- главный и рабочий цилиндры
- нажимной подшипник
- вилка выключения сцепления
Водитель выжимает педаль сцепления, поршень и шток передают усилие ноги водителя жидкости. При её помощи образуется давление на поршень рабочего цилиндра поршнем главного цилиндра. Вилка выключения сцепления и нажимной подшипник перемещаются посредством штока рабочего цилиндра, и усилие передаётся на механизм сцепления. Когда воздействие на педаль сцепления прекратится, тогда все детали данного привода займут исходное положение при помощи возвратных пружин.
Передача крутящего момента в механизме сцепления происходит за счёт работы силы трения. Разъединять на короткий промежуток времени, и соединять двигатель с коробкой передач позволяет механизм сцепления. Картер сцепления крепится к картеру двигателя.
Механизм картера сцепления состоит из:
- маховика коленчатого вала двигателя
- кожуха и картера
- нажимного диска с пружинами
- ведомого диска с накладками.
Мощные пружины постоянно прижимают нажимным диском ведомый диск к маховику. Ведомый диск коробкой переключения скоростей связан с первичным валом. При работе двигателя, благодаря огромной силе трения, вся эта конструкция вращается, как один механизм. Но этот процесс возможен при условии, что водитель не будет воздействовать на педаль сцепления.
Для того, чтобы автомобиль начал движение, необходимо выжать сцепление, и плавно начать давить на педаль газа. По мере увеличения надавливания на педаль газа, начинаем плавно отпускать педаль сцепления. При этом связанный с ведущими колёсами ведомый диск прижмётся к вращающемуся маховику. Если учесть, что маховик вращается с угловой скоростью 20-25 об/сек, а скорость вращения ведущих колёс отсутствует, то привести этот механизм в состояние монолита будет задачей не из лёгких.
Отпускать педаль сцепления нужно очень плавно. Если резко бросить сцепление, то автомобиль дёрнется и заглохнет.
При этом происходит следующее:
- Пружины нажимного диска плавно подводят к маховику ведомый диск. Некоторый промежуток времени диск будет слегка соприкасаться с маховиком, и постепенно наберёт обороты, благодаря силе трения. Автомобиль начинает движение.
- На несколько секунд водитель фиксирует положение педали в среднем положении. Маховик и диск вращаются с одинаковой скоростью. Автомобиль увеличивает скорость.
- Крутящий момент от коробки переключения скоростей передаётся на ведущие колёса. Сцепление включено и автомобиль двигается. Отпускаем полностью педаль сцепления.
Для того чтобы отключить сцепление, необходимо довольно быстро, но не резко нажать на педаль сцепления до упора. Крутящий момент от двигателя к коробке уменьшается за счёт освобождения ведомого диска.
При движении в городском режиме, когда периодически приходится то включать, то выключать сцепление, очень важно соблюдать эти три этапа при включении сцепления. Доведя эти действия до автоматизма, можно значительно увеличить ресурсы деталей сцепления и всего автомобиля. При этом ход автомобиля будет плавным, пассажиры и сам водитель будут чувствовать себя комфортно, и получат максимум удовольствия от поездки.