Движение автомобиля начинается с ходовой части, причем, за счет нее создается определенный уровень комфорта, исключающий тряску и вибрацию. Комплектующие ходовой части соединяют кузов с колесами, тем самым, гасятся колебания кузова, принимая и передавая силы, влияющие на автомобиль. В салоне автомобиля водитель и пассажиры ощущают медленные колебания при больших амплитудах, и, наоборот, быстрые колебания при малых амплитудах. Защитой от быстрых колебаний служит мягкая обивка сидений, коробка передач, резиновая опора двигателя и прочее. Медленные колебания компенсируются упругими элементами подвески, колесами и шинами. В этой публикации будет рассматриваться задняя подвеска и передняя подвеска автомобиля.
В ходовую часть входят:
- передняя подвеска,
- задняя подвеска колес,
- непосредственно, колеса с шинами.
Подвеска колеса авто.
Подвеска автомобиля служит для смягчения и гашения колебаний на кузове автомобиля при попадании на неровности дороги. Кроме того, подвеска колес позволяет совершать продольные, вертикальные, поперечно-угловые и угловые колебания, обеспечивающие плавность движения автомобиля.
Связь колес с кузовом.
Лучше всего связь колес с кузовом объяснить на примере деревенской телеги, где колеса жестко прикреплены к «кузову», а все колдобины сразу отражаются на седоках. По телевизору (в каком-нибудь сельском «боевике») вы, наверняка, замечали, что на высокой скорости телега распадается, и происходит это как раз из-за «жесткости». Если такая ситуация произошла бы с автомобилем, это было бы не столько смешно, сколько грустно. Именно для того, чтобы транспорт служил дольше, а пассажиры ощущали себя комфортно, колеса машин связаны с кузовом не жестко. Например, если автомобиль подвесить в воздухе, колеса (передние - отдельно, задние - вместе) свободно повиснут на рычагах и пружинах кузова.
Это, собственно, и есть подвеска колес автомобиля. Естественно, металлические рычаги и пружины имеют определенный запас прочности, и именно эта конструкция колес дает возможность свободно двигаться относительно кузова. Вернее, наоборот – кузов может свободно перемещаться относительно колес, движущихся по дороге.
Подвеска бывает зависимой и независимой.
Если оба колеса одной оси автомобиля соединяются жесткой балкой, то эта подвеска называется зависимой. То есть, когда автомобиль наезжает на какую-то неровность одним из колес – второе оказывается наклоненным на тот же угол. Если колеса одной оси автомобиля друг с другом связаны жестко (передние колеса), то это независимая подвеска. При этом, наезжая на неровность дороги, положение одного из колес может поменяться, в то время как второе остается прежним.
Смягчению ударов и колебаний от дороги к кузову служит упругий элемент подвески (пружина и рессора).
Гасящий элемент подвески (амортизатор) нужен для гашения кузовных колебаний за счет сопротивления, появляющегося при перетекании жидкости из полости «А» в полость «В», и обратно через калиброванные отверстия (гидравлический амортизатор). Если сопротивление образовывается при сжатии газа, то это газовый амортизатор.
Для повышения управляемости, и уменьшения наклона автомобиля на поворотах используется стабилизатор поперечной устойчивости автомобиля. Работает это следующим образом: при повороте автомобиля кузов одним боком стремится к земле, а второй – отрывается от земли, а стабилизатор, как раз, не позволяет уйти «в отрыв», прижимаясь одной стороной к земле, прижимая вторым концом – другую сторону автомобиля. При наезде одного из колес на неровность, стержень стабилизатора закручивается, и возвращает колесо на прежнее место.