Основными задачами механической коробки переключения передач (КПП) автомобиля являются, во-первых, разобщение двигателя и ведущих колес на длительный, практически неограниченный, период времени. Это достигается без дополнительных усилий водителя. Также КПП обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, при этом крутящий момент изменяется по направлению и величине. В данной статье рассматривается механическая коробка передач: устройство, принцип действия, правила эксплуатации, диагностика и устранение основных неисправностей.
Устройство механической коробки передач
Основными составными элементами коробки передач являются:
- картер,
- первичный, вторичный, промежуточный валы с шестернями,
- дополнительный вал и шестерни заднего хода,
- синхронизаторы,
- механизм переключения передач, снабженный замковым и блокировочным устройствами рычага переключения.
Картер
Главным элементом КПП, включающим основные ее узлы, является картер. Он соединен с картером сцепления, расположенным на двигателе. Наполовину всего своего объема, картер должен быть залит трансмиссионным, а из-за конструкционных особенностей некоторых машин, моторным маслом. Таким образом, обеспечивается хорошая смазка шестерен коробки переключения передач, на которые во время эксплуатации автомобиля приходятся значительные нагрузки.
Кроме того, в картере установлены подшипники, в которых вращаются валы коробки передач. Наборы шестерен валов имеют разное число зубьев.
Синхронизаторы
Синхронизаторы в коробке переключения передач выполняют функцию уравнивания угловых скоростей, вращающихся шестерен. Благодаря синхронизаторам переключение передач происходит тихо, мягко и плавно.
Механизм переключения передач
Выполнение задачи смены передач в КПП обеспечивается механизмом переключения передач - водитель воздействует на него из салона машины, посредством рычага. Замковое устройство механизма переключения передач препятствует включению сразу двух передач. Блокировочное устройство, которым снабжен механизм переключения передач, не позволяет передачам выключаться самопроизвольно.
Принцип работы механической коробки передач
- Для того чтобы тронуться с места, и обеспечить движение на начальном этапе, используется первая передача, как наиболее сильная, и предназначенная для тяжелой работы по приведению машины в движение.
- Затем, после приобретения дополнительной инерции за счет увеличения скорости, следует переключиться на более слабую, по сравнению с первой, вторую передачу, используемую при движении на более высокой скорости.
- Затем следует переключаться на третью, четвертую, пятую передачи. Как правило, автомобиль едет на оптимальных, с точки зрения экономичности и скорости, четвертой и пятой передачах. Причем, все этапы перехода от первой до пятой передач необходимо проходить, строго последовательно. При переключении передач вниз, с пятой, допустимо переходить через передачу, или через несколько, две или три.
Основные правила эксплуатации коробки переключения передач
Неаккуратное, резкое переключение передач, грубое обращение с рычагом переключения приводит к поломкам синхронизаторов, механизма переключения. Даже валы с шестернями, несмотря на то, что у них большой запас прочности, при неправильной, грубой эксплуатации, также могут быть повреждены. Как следствие, возникает необходимость дорогостоящего, капитального ремонта механической коробки переключения передач.
Основы правильной эксплуатации рычага для переключения передач относятся к базовым навыкам вождения, которые, в первую очередь, следует приобрести при обучении вождению автомобиля. Если водителем будут приобретены правильные навыки переключения передач, в дальнейшем, с большой долей вероятности, у него не возникнет проблем с поломками коробки передач.
Суть данных правильных навыков заключается, прежде всего, в плавном, аккуратном переводе рычага переключения передач из одного положения в другое, с едва заметными паузами в нейтральном положении. Это обеспечивает срабатывание синхронизаторов, которые, в свою очередь, предохраняют от повреждений шестерни.
Вторым важнейшим правилом, обеспечивающим безотказную работу механической КПП, является своевременная замена масла в картере коробки передач. О сроках, в которые необходимо произвести полную замену масла, полную информацию можно получить в инструкции по эксплуатации, прилагаемой при продаже автомобиля. Кроме того, следует внимательно контролировать уровень масла в картере, и по мере необходимости доливать его до требуемого уровня.
Согласно третьему непреложному правилу, каждый водитель должен особое внимание обращать на звуки, шумы, щелчки, издаваемые при работе автомобиля, по характеру которых можно диагностировать ряд поломок.
Основные неисправности коробки переключения передач и пути их устранения.
- Вследствие трещин и разрывов уплотнительных прокладок, сальников, а также, когда ослабевает крепление крышек картера, может возникнуть течь масла. В таком случае требуется замена прокладок, сальников, или следует затянуть крепления крышек картера.
- Поломки синхронизатора, подшипников, шестерен, шлицевых соединений могут повлечь возникновение характерных шумов при работе КПП. Данную неисправность следует устранить путем замены износившихся и поврежденных компонентов, и узлов автомобиля. Кроме того, необходимо произвести замену поврежденных синхронизаторов, шестерен, узлов механизма переключения, иначе могут возникнуть трудности с включением передач.
- Выход из строя блокировочного устройства, повреждения шестерен и синхронизаторов могут привести к само-выключению передач. Таким образом, следует незамедлительно менять неисправные детали автомобиля.
При возникновении неисправности, связанной с коробкой переключения передач, не следует пытаться устранить ее самостоятельно. Для гарантированно успешного ремонта автомобиля необходимо обращаться за консультацией и практической помощью к профессионалам в сфере авто-ремонта.