Данная статья описывает, для чего предназначена система смазки двигателя внутреннего сгорания, ее устройство и принцип действия.
Масло подводится в зазоре между поверхностями, трущимися друг об друга. Это уменьшает величину трения, охлаждает поверхность и удаляет продукты износа. Плёнка масла, образовавшаяся между цилиндром и поршнем, способствует повышению компрессии двигателя и уплотнению соединения.
Масло должно обладать такими свойствами:
- нормативной вязкостью
- минимальной температурой застывания
- максимальной температурой вспышки
- высокой термо-окислительной способностью
- минимальным коксовым числом (зольностью)
- отсутствием воды, серы, щелочей и минеральных кислот
- отсутствием механических примесей
Масла, выработанные из нефти, наиболее соответствуют этим требованиям. Широко распространены синтетические масла, намного превосходящие по качеству минеральные, но имеющие более высокую стоимость.
Общее устройство смазочной системы
- Существует несколько способов обеспечения смазкой трущихся деталей двигателя: разбрызгивание,
- самотёк,
- под давлением.
Сейчас используется комбинированный метод смазки, включающий в себя все три способа.
Принципиальная смазочная система машинного двигателя.
Масло поступает по специальным отверстиям от латунных шеек коленчатого вала к поршневому пальцу, или же разбрызгивается на стенки цилиндра из шатунного канала при совпадении каналов шейки и шатуна. Оттуда же масло разбрызгиванием попадает на кулачки распределительного вала, когда он находится в нижней позиции. Через неплотные участки в контактной зоне трущихся деталей, под давлением подвергающихся смазке, масло попадает самотёком на узлы ГРМ (толкатели, шланги, приводная цепь распределительного вала, стержень клапана).
Коленчатый вал при вращении разбивает капли масла, скопившиеся в картере, и в нём образуется масляный туман, который улучшает процесс смазки поверхностей, которые трутся. Масло по требованию инструкции должно быть тщательно очищено от продуктов износа трения поверхностей, и различных смоляных выделений, которые образуются при работе масла.
Для этого в системе установлен ряд фильтров.
Первый - сетчатый фильтр на маслозаборнике. После насоса есть разные пути очистки:
очистка полно-поточная — все подаваемое насосом масло движется через данный фильтр
очищается только часть масла через направление отдельного количества по параллельному каналу, откуда, после сливается в поддон
На системе установлены контрольные механизмы, поддерживающие температуру, являющуюся оптимальной для работы системы и устройства, обеспечивающие аварийный режим работы. Основные показатели работы системы — температура и давление. В зависимости от конструкции двигателя, оптимальная величина давления составляет 1...8 кг/см2. Определение пределов — задача режима работы ДВС. Редукционный клапан ограничивает до определённого уровня давление. Он стоит либо в основной магистрали, либо на масляном насосе.
Когда масляный полно-поточный фильтр отказывается работать, действует перепускной клапан, дающий возможность прохождения масла в систему мимо фильтра. Часть масла проходит по каналу, от насоса к радиатору охлаждения для поддерживания нормального теплового режима, а потом сливается в картерный поддон. Клапан подводящего канала отключает подачу масла к радиатору при давлении 1 кг/см2. Щупом или медной линейкой контролируют уровень масла в системе.
Масло заливают через горло в блоке цилиндров или через горло крышки клапана. В процессе работы часть отработанных газов непременно попадает в картерный поддон из цилиндров. Это приводит к худшему качеству эксплуатации. Для отвода этих газов используется картерная вентиляция, которая бывает открытой и закрытой.
Закрытая вентиляционная система действует путём отвода газов, попавших во впускной трубопровод. На месте соединения впускного трубопровода и вентиляции стоит клапан, который отключает систему при работе ДВС на холостом ходу. Гораздо больше распространена система, которая отводит газы в воздушный фильтр.
Приборы системы смазки
- поддон масляный — резервуар в форме корыта с переборками и пробкой для слива
- насос масляный — устройство шестеренчатого типа, состоящее из нескольких секций, отвечающих за смазку определённой части движка. В некоторых конструкциях он соединён с масло-приёмником, иногда оснащён редукционным клапаном.
- фильтры масляные — тонкой и грубой очистки. Грубая очистка происходит посредством фильтрующего элемента из металла. Бывает очистка путём центробежных сил.
- радиаторы масляные — охлаждают воздушным потоком масло, включаются и выключаются автоматически посредством специального клапана.