Топливная система нужна для того, чтобы обеспечивать подачу топлива в цилиндры, и это одна из важных составляющих систем дизельного автомобиля. Она (топливная система) имеет две системы – система низкого, и система высокого давления. Данная публикация рассказывает про наиболее часто встречающиеся неисправности систем питания дизельных двигателей и их диагностику.
Система низкого давления нужна для того, чтобы подготовить, и затем подать топливо в систему высокого давления.
Состоит эта система из:
- цистерн,
- фильтров,
- сепараторов,
- насосов,
- подогревателей,
- топливных проводов.
А система высокого давления нужна для осуществления впрыскивания топлива в камеру сгорания двигателя.
Эта система состоит из топливного насоса с высоким давлением и форсунки, которые соединены топливным проводом с высоким давлением.
Главная причина неисправности топливного насоса происходит при изнашивании его деталей, а именно,
- изнашивается ось рычага регулятора,
- теряется упругость уплотненного резинового кольца,
- при этом происходит увеличение зазора в подвижных сопряжениях,
- также идет нарушение правильного взаимного расположения деталей,
- идет накопление посторонних отложений – нагара и грязи.
Хотелось выделить из особенно часто встречающихся неисправностей насоса – уменьшение подачи топлива, при этом возрастает её неравномерность.
Нарушение подачи топлива происходит из-за износа нагнетательных клапанов, плунжерных пар, поводков плунжеров, также при изменении пропускной способности форсунок. Сопровождаются эти нарушения снижением мощности двигателя и его экономичности.
Если происходит неравномерная подача топлива в цилиндры, двигатель начинает работать на малых оборотах неустойчиво, в блоках двигателя наблюдается значительная вибрация.
Также есть еще одна неисправность топливного насоса, но при ней происходит запаздывание впрыска и/ или неравномерное начало впрыска.
Запаздывание впрыска говорит об износе деталей. К этим деталям можно отнести ось ролика, и сопрягаемый с ним корпус толкателя, плоскость регулировочного болта толкателя, кулачковый вал, шарикоподшипники, и сопрягаемые с ними гнёзда корпуса насоса.
Если ось изношена незначительно, а кольцо не круглой формы, то достаточно просто заменить его. Ну, а если ось сильно износилась, необходимо ось прошлифовать, придав ей при этом цилиндрическую форму.
Наиболее частые неисправности кулачкового вала:
- срез шпонки у шлицевой втулки привода насоса;
- срез шпонки у шлицевой шестерни привода регулятора;
- поломка самого кулачкового вала;
- поломка разных подшипников кулачкового вала;
- поломка валика и шпонки кулачкового вала насоса (НД-21, НД-22).
Обычно при вышеперечисленных неисправностях бывает, что полностью отказывает насос, или он отклоняется от своих функциональных характеристик.
Если недостаточно затянуть гайки кулачкового вала, шлицевая втулка привода насосов, а также муфта автоматического опережения впрыска у насосов, ослабевает, и вызывает срезание шпонки у шлицевой втулки привода насоса.
Еще одна причина среза шпонки – заклинивают плунжерные пары толкателей (к примеру, из-за того, что в насос или регулятор попадает грязь или вода), из-за этого повышается сопротивление проворачиванию самого кулачкового вала.
Также причиной может быть неправильная сборка системы высокого давления и ее установка. Последствия: двигатель не заводится, потому что привод насоса нарушился, и прекращается подача топлива. Если вовремя не обнаружить и не устранить срез шпонки, эта неисправность приведет к другой неисправности – сварится шлицевая втулка или автоматическая муфта опережения впрыска с кулачковым валом.
Срез шпонки у шестерни привода регулятора происходит по тем же причинам, при которых срезается и шпонка шлицевой втулки, при этом происходит отказ регулятора. Двигатель может «пойти в разнос», если при срезе шестерни рычаг будет находиться на максимальном обороте коленчатого вала, при этом нагрузка на сам двигатель, незначительна.
Поломка самого кулачкового вала часто встречается у насосов ЯМЗ-240Б. Происходит эта поломка, чаще, где сильнее нагружены места автоматической муфты, реже - в средней части.
Если масло сильно загрязнено, из-за этого могут поломаться подшипники кулачкового вала.
Если в картере находится мусор – частички кремнезема, металлические стружки, вода, окись алюминия – но нет масла, подшипники, толкатели изнашиваются с наибольшей интенсивностью.
При сильном износе подшипников идет нарушение чередования подачи топлива по отдельным системам. При этом запаздывает угол опережения впрыска топлива. Слабеет мощность двигателя – он рычит, и при выхлопе появляется дым.
Неисправности толкателя:
- заклинивают ролики, втулки, оси;
- срывается резьба регулировочного болта;
- отворачиваются гайки и регулировочные болты.
Если отсутствует смазка, или загрязнено масло, то ролики, втулки, оси начинает заклинивать, при этом происходит большая нагрузка на эти самые детали, они нагреваются, и происходит схватывание, ролики перестают крутиться, а кулачки вала насоса сильно изнашиваются.
Найти заклинивание роликов возможно, если разобрать топливный насос, и если вы обнаружили, что нагрет корпус насоса – это говорит о неисправности роликов. Если между роликом, осью и втулкой толкателя бывает неполное схватывание, тогда с проворачиванием, поверхность роликов покрывается «лысками». Двигатель работает неустойчиво – начинается вибрация.
Иногда бывает, происходит заедание толкателя в направляющем зазоре корпуса насоса, это также приводит к поломке деталей, а именно, происходит отказ секции – прекращается подача топлива.
Чтобы ТНВД прослужил дольше, необходимо соблюдать некоторые правила:
- Заправляться только на специализированных заправках, потому что топливо из случайных источников обычно загрязненное;
- Если есть возможность, то заправлять топливный бак надо отстоянным топливом, топливо должно отстояться, хотя бы 48 часов, так оно становится лучше;
- Нежелательно оставлять на ночь бак полупустым, так как на стенках образуется конденсат, который потом попадает в форсунки и ТНВД.
- Необходимо восстановить подвижность сливной пробки в баке, и периодически сливать отстой.