Металлический скрип в момент торможения в области передних колес указывает на критический износ передних колодок. Как только появились эти признаки, нужно срочно заменить передние тормозные колодки, иначе последует значительный износ тормозных дисков.
В настоящее время многие импортные машины оборудованы специальными устройствами, сигнализирующими о данной проблеме. Они представляют собой тонкие стальные пластины, прикрепленные к металлическому основанию колодки.
В момент торможения, когда сильно изношены фрикционные накладки колодки, стальные пластины начинают касаться тормозного диска, и производить при этом крайне неприятный скрежет.
На многих иномарках для слежения за износом передних тормозных колодок функционируют специальные электронные системы оповещения.
В работе данных устройств использован следующий принцип: в одну из колодок монтируется датчик износа, изолированный от тормозного диска («массы» машины). Когда в процессе торможения они соприкасаются вследствие износа колодки, происходит замыкание контакта датчика на «массу», и в салоне загорается сигнальная лампа.
Процесс замены износившихся тормозных колодок не назовешь сложным, для него не потребуется каких-либо специальных инструментов.
Чаще всего используются:
- домкрат,
- ключи,
- плоская отвертка,
- смазка для направляющих пальцев, чаще всего, сухая - графитовая.
Сначала надежным домкратом поднимается машина, устанавливаются опоры, и колесо снимается. Затем разводятся на исходное положение тормозные колодки с помощью лопатки или отвертки. Далее выворачивается болт (чаще всего, диаметром он на тринадцать - семнадцать миллиметров) крепления тормозного суппорта со скобой к направляющим втулкам.
Вышесказанные действия осуществляют, когда тормозной поршень возвращается в свое первоначальное положение.
Из двух, внешне схожих, болтов крепления корпуса тормозного суппорта со скобой тормозного суппорта, размещенных на тормозном суппорте, выбирается тот, после выкручивания которого, появляется возможность откинуть корпус тормозного суппорта со скобой. Чаще всего, этому мешает тормозной шланг, поэтому лучше его вынуть из скобы передней стойки.
Когда тормозной суппорт со скобой будет отклонен в сторону, вынимаются старые колодки и осматриваются.
Как правило, износ колодок происходит неравномерно. Если одна имеет минимальный фрикционный слой, то на другой имеется более-менее приличный его запас. Это объясняется тем, что во время торможения происходит затрудненное движение тормозной скобы в совокупности с тормозным суппортом по направляющим пальцам.
Данный факт подтверждают порванные пыльники направляющих пальцев. Их следует снять, поставить новые, и заложить под них свежую смазку (лучше графит-содержащую).
Многие авто-владельцы выкидывают демпферные жестяные прокладки, считая их ненужными, или кладут «про запас» в инструментальную сумку - «вдруг пригодятся?». Между тем, после процедуры установления новых тормозных колодок, следует вернуть на место и демпферные жестяные прокладки.
После того, как установлены новые передние тормозные колодки, накидывается на свое место тормозная скоба, и закручивается болт, который на отдельных марках автомобилей еще дополнительно фиксируется жестяной пластиной. Затем ставится и прикручивается на прежнее место колесо. Далее опускается с домкрата автомобиль, и повторяется с другой стороны машины весь первоначальный процесс замены передних тормозных колодок.
Когда заменены тормозные колодки с двух сторон, необходимо провести регулировку зазора, образовавшегося между поршнем тормозного суппорта, тормозным диском и колодками, для этого нужно нажать на педаль тормоза несколько раз.
На машинах, спереди которых установлена дисковая система тормозов, операция по замене тормозных колодок схожа с операцией по замене передних тормозных колодок, за исключением только одного момента.
На поверхности тормозного поршня сделаны специальные пазы под ключ, которым поршень вкручивается в суппорт по часовой стрелке, а не вдавливается, как при замене передних тормозных колодок.
При выборе тормозных колодок следует обращать внимание на цену и внешний вид упаковки.
Нельзя экономить при приобретении тормозных колодок. Конечно, не нужно гнаться за супер-дорогими вариантами, но и установка дешевых колодок, ни к чему хорошему не приведет.
Производители, для того чтобы снизить стоимость товара, увеличивают процентное содержание, или включают в структуру колодок более дешевые компоненты, которые могут отрицательно сказаться на здоровье. Кроме того, они, как правило, существенно влияют на технические характеристики колодок, которые, впоследствии, скрипят при торможении и быстро изнашиваются, что приводит к быстрому росту тормозного пути после нескольких торможений в городском цикле.
А это, согласитесь, угроза безопасности на дороге, причем, не только вашей и ваших близких, но и других участников движения.
В комплект к качественным тормозным колодкам, как правило, включаются демпферные пластины, фиксирующие пластины, смазка и др.