То есть, горючая смесь сгорает непосредственно в цилиндрах. Однако есть различия в способе приготовления горючей смеси и подготовке ее к сгоранию, поэтому давайте сделаем сравнение бензинового и дизельного двигателей.
В бензиновом двигателе смесь готовится вне цилиндра. Для этого используется особое устройство — карбюратор или система инжектора. Подготовленная смесь подается в цилиндр, сжимается. В момент наибольшего сжатия, когда поршень близок к верхней мертвой точке, смесь зажигается от электрической искры.
Цилиндры дизельного двигателя заполняются сначала чистым воздухом. В процессе сжатия давление и температура сильно возрастают. Когда давление и температура достигнут наибольшей величины, происходит впрыскивание в распыленном виде дизельного топлива, которое воспламеняется от контакта с нагретым воздухом.
Бензиновый и дизельный двигатели сильно различаются по основным эксплуатационным характеристикам. Наиболее важными из них есть степень сжатия и удельный эффективный расход топлива. Первый параметр показывает, во сколько раз сжимается горючая смесь или воздух в цилиндре при движении поршня из нижней мертвой точки в верхнюю. Он существенно влияет на экономичность и мощность двигателя: с увеличением степени сжатия двигателя его экономичность и мощность возрастают. Для бензиновых степень сжатия находится в пределах от 10 до 14, для дизелей — от 14 до 21. Вследствие этого дизельные двигатели при том же объеме развивают большую мощность и расходуют меньше топлива.
Удельный эффективный расход топлива — это количество топлива в граммах, которое расходуется двигателем для развития в течение 1 часа эффективной мощности в 1 кВт. Это показатель экономичности двигателя. Его определяют по внешней скоростной характеристике. Он составляет для дизелей — от 200 до 230 граммов, для бензиновых двигателей — от 265 до 305 граммов.
Что касается устройства, то бензиновые и дизельные двигатели в основном сходны, хотя имеются некоторые отличия. Вне зависимости от типа двигатель состоит из следующих механизмов и систем: кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, системы охлаждения, системы смазки, системы питания. Бензиновый двигатель, кроме того, имеет систему зажигания.
Кривошипно-шатунный механизм бензинового и дизельного двигателя аналогичны по своему строению, но различны требования к их прочностным характеристикам. Это связано с все той же степенью сжатия. Так как у дизелей она выше, то и нагрузки на детали механизма больше, и, как следствие, детали дизеля более массивны. На поршнях дизелей, как правило, устанавливают на одно компрессионное кольцо больше, так как давление в цилиндрах выше. Камера сгорания бензинового двигателя размещена в головке блока цилиндров, а у дизеля - выполняется в виде полости в днище поршня. В головке блока цилиндров есть резьбовое отверстие, которое у дизеля завинчивается форсунка, а у бензинового двигателя — свеча зажигания.
В механизме газораспределения отличия тоже незначительны при сравнении бензинового и дизельного двигателей
Они связаны с тем, что температура в цилиндрах дизеля выше. Поэтому его клапаны изготавливаются из более жаропрочных материалов. В основном дизели имеют механизм з нижним расположением распределительного вала и верхним расположением клапанов. У бензиновых же двигателей встречаются различные типы механизмов.
Система смазки и система охлаждения указанных двигателей практически ничем не различаются. Только у дизелей, как правило, устанавливается дополнительный полнопоточный масляный фильтр со сменными фильтрующими элементами.
Абсолютно различны системы питания бензинового двигателя и дизеля. Это вызвано прежде всего различием в свойствах применяемого топлива и способе смесеобразования.
Система питания бензинового двигателя должна обеспечить получение бензо-воздушной смеси в определенной пропорции, которая определяется нагрузкой на двигатель. В зависимости от устройства системы питания различают карбюраторные и инжекторные бензиновые двигатели. Так как карбюратор — устройство очень несовершенное, в большинстве стран перешли исключительно на системы впрыска топлива (инжекторы). Это, конечно, усложнило устройство системы питания, что с лихвой окупается повышением экономичности и большей экологичностью таких двигателей.
Система питания дизеля выполняет немного другие функции. Во-первых, для дизеля очень критична чистота топлива и воздуха, поэтому в системе питания установлены дополнительные фильтры. Во-вторых, система должна создавать высокое давление при впрыскивании топлива в цилиндр.
Вследствие этого топливопроводы высокого давления должны выдерживать давление порядка 200 атмосфер. В-третьих, система питания дизеля боится попадания воздуха в топливо. При этом возможны перебои в работе двигателя а то и полное ее прекращение. Поэтому в системе имеются устройства для удаления из нее воздуха как ручном так и в автоматическом режиме.
Как уже отмечалось, бензиновый двигатель имеет специфическую систему — систему зажигания. Она преобразует низкое напряжение бортовой сети на высокое, которое необходимо для пробоя искрового промежутка в свече зажигания и получения искры.
Различаются бензиновые и дизельные двигатели и по условиям эксплуатации. Это особенно заметно в осенне-зимний период, когда у дизеля могут возникать проблемы с пуском. Для их устранения используются дополнительные устройства (пусковые подогреватели, калильные свечи), наличие которых тоже ведет к усложнению конструкции.
Хотя дизельный двигатель расходует меньше топлива, экономия в денежном выражении может быть сведена на нет затратами на обслуживание. Для длительной и хорошей работы дизеля необходимы более дорогие смазочные материалы и запасные части.