В нашей статье «Как обслуживать механическую коробку передач» мы расскажем Вам о том, на что нужно обратить внимание водителей автомобиля с механической коробкой передач.
Принцип работы механической коробки передач.
В автомобилях, которые оснащены механической коробкой переключения передач, есть механизм – сцепление. Его нет в машинах, которые оснащены «автоматом» или «вариатором». На первый взгляд сцепление должно что-то соединять. Однако на деле все происходит наоборот. Для процесса работы механической коробки передач нужно разъединить первичный вал КПП и маховик двигателя. Между деталями расположен ведомый диск сцепления. Если сцепление включено, то диск соединен с маховиком. Крутящий момент передается коробке передач. Если же сцепление выключено, то диск отводится от маховика. Водитель может переключить передачу. Когда же педаль сцепления не полностью выжата, то невозможно установить необходимую передачу.
В современных КПП применяют три вала, на которые насажены шестерни. Первый вал получает свое вращение непосредственно от маховика двигателя. У него чаще всего одна шестерня. Она цепляется за одну из шестерен промежуточного вала. Далее шестерни промежуточного вала цепляются за шестерни ведомого вала. Зная это, можно понять, почему во время запуска и прогрева двигателя нужно выжать сцепление. Если установить нейтральную передачу, то все шестерни будут вращаться, однако автомобиль при этом не придет в движение. Объяснение - шестерни ведомого вала вращаясь сами по себе, не передают крутящий момент на сам вал. А вот когда водитель включит передачу, тогда нужная муфта с зубчатыми ступицами войдет в зацепление с венцом ведомой шестерни. В результате вал получит вращение.
Пара шестерен, которая дает возможность включить «первую» передачу, выглядит таким образом: ведущая шестерня имеет небольшие размеры. А ведомая шестерня отличается большими размерами. У «четвертой», «пятой», а то и «шестой» передач диаметры шестерен приблизительно равны. Современные автомобили имеют КПП с 5 скоростями. Передаточное отношение «четвертой» равно единице. Ее называют прямой передачей. «Пятая» передача является повышающей. Число зубьев у ведомой шестерни не намного меньше числа зубьев ведущей.
Техническое обслуживание механической коробки передач.
Качественное масло в коробке передач современных моделей иномарок обычно не меняют до тех пор, пока нет неполадок. Лишь уровень его проверяйте раз в два года. Для проверки нужно знать, что масло должно достигать контрольной метки либо нижней кромки заливного отверстия. При необходимости долейте масло. Заливайте только теплое масло. Если же Вы зальете холодное вязкое масло, то при запуске двигателя Вы услышите стук. Это будет стучать коробка передач. Но это при отсутствии утечек. Если в картер КПП попадут грязь, посторонние частицы, то необходимо слить масло, затем промыть картер и залить свежее масло.
Для коробки передач Вы можете применить моторное масло. Для отличия трансмиссионного масла от моторного масла, нужно просто капнуть масло на воду. Если это моторное масло, то оно будет на поверхности воды плавать темным кружочком. А если это трансмиссионное масло, то оно растечется и снизу побелеет.
Основные неисправности механической коробки передач.
Для нормальной работы автомобиля нужно знать основные неисправности КПП
1. Затруднение при переключении передач.
- Для устранения неисправностей нужно отрегулировать сцепление;
- При заедании троса привода нужно смазать его;
- При заедании вилок, ползунов или синхронизаторов нужно изношенные или поврежденные детали заменить;
- При заедании штока вилки переключения передач нужно проверить крепление, затяжку болтов, деформацию сальников, и т.д.
2. Слышен скрежет во время переключения передач.
- Возможен скрежет, если сцепление неправильно отрегулировано;
- При заедании троса привода сцепления. Для устранения просто смажьте трущиеся места.
3.Не включается одна из передач
- Проверьте механизм переключения передач. Для этого снимите верхнюю крышку, и проверить состояние деталей в крышке картера КПП. Замените поврежденные детали.
- При износе шарика фиксатора, либо поломки пружины фиксатора, либо при ослаблении крышки фиксаторов. Для устранения неполадки подтяните болты или замените изношенные детали.
- При повреждении рычага переключения передач необходимо его заменить.
4.Не выключается одна из передач.
- Это возможно если изношены или повреждены штоки, если деформирована вилка, если ослаблен винт ползуна, если изношены пружины среднего фиксатора. Для устранения неполадок нужно заменить изношенные детали.
- Это может быть следствием поломки зубьев шестерен. Нужно найти и заменить изношенные детали.
Как ведет себя автомобиль с механической коробкой передач при различных дорожных условиях.
1. Дорога сухая. Если Вы приблизились к перекрестку и Вам нужно притормозить, то торможение осуществляйте на той же передаче, на которой и двигались. Стоит при этом лишь снизить ее до минимальных оборотов. Как только Вы остановитесь и готовы снова продолжить движение, то следует снова включить передачу.
2. При гололеде. Для того чтобы автомобиль не потерял устойчивость при движении по скользкой трассе, необходимо перейти на низкие передачи. Это даст возможность установить автомобиль в устойчивое положение и проконтролировать угол заноса. Если Вы трогаетесь с места на скользкой дороге, нужно момент включения понижающей передачи несколько смягчить. При торможении не выжимайте сцепление и не выключайте передачу. Вначале нужно сбросить газ, выжать сцепление, переключиться на низкую передачу, и затем снова включить сцепление. При таком «торможении двигателем» колеса не будут заблокированы, они будут лишь постепенно замедлять ход. Итак, на скользкой дороге руль автомобиля с механической коробкой нужно крутить плавно, при этом нужно избегать резких поворотов.
3. Едем или спускаемся с горы. В любом случае двигаться нужно с включённой передачей. Это даст возможность быстро увеличить или уменьшить обороты двигателя. Поднимаясь в гору, выжмите сцепление, одновременно включите передачу и нажмите педаль газа. При этом педаль сцепления опускайте. Если Вам предстоит продолжительный подъем, то выберите одну из низших передач. Обычно это вторая или третья передачи. Помните, что первую передачу хорошо использовать, если Вам во время подъема надо совершать и повороты.
Итак, обычная механическая коробка передач более надежна и менее капризна по сравнению с «автоматом». Но, эксплуатируя автомобиль с механической коробкой передач, не забывайте, что нельзя резко трогаться с места, нельзя во время переключения передач «бросать» сцепление. И если Вы будете своевременно проводить профилактический ремонт трансмиссии, то это позволит продлить «жизнь» Вашему автомобилю.