Шумы, которые образуются при работе автомобиля, создают для водителя неблагоприятную обстановку дискомфорта, ускоряют наступление усталости. Как избежать негативных воздействий автомобильных шумов, снизить их влияние? Данная публикация расскажет все о шумоизоляции авто и ее монтаже.
Много лет идёт борьба с шумами в автомобиле, применяются самые разные методы и технологии, такие как, к примеру, применяемое для устранения помех, звуковое излучение в противофазе. Но частному российскому владельцу автомобиля трудно применить новые технологии, это доступно далеко не всегда. И они постоянно испытывают дискомфорт, особенно, в недорогих машинах бюджетного класса.
Но это проблему можно частично решить, оснастив машину приспособлениями для шумоизоляции. Компании, устанавливающие в автомобили музыкальные системы, предлагают такую услугу клиентам. Можно сделать салон бесшумным и своими силами, не прибегая к услугам специализированных центров. Можно использовать недорогие материалы и старые, давно известные технологии, сэкономив при этом значительную сумму. Прежде всего, для этого необходимо знать то, что чрезмерная звукоизоляция опасна тем, что не даёт водителю в полной мере ощущать скорость автомобиля, соответственно, существует риск её превышения, и создания аварийных ситуаций. Поэтому нужна предельная внимательность при монтаже шумоизоляционных материалов.
Где устанавливать шумовые барьеры?
Основные места размещения устройств шумоизоляции — салон автомобиля, его багажник и моторный отсек. Источниками шума в салоне являются трансмиссия и мотор, в багажнике — колёса, расположенные непосредственно под ним, и глушители, в салоне — крупные металлические поверхности, такие как дверные филёнки и крыша, а также пластиковые детали, находящиеся в состоянии вибрации.
Чтобы эффект шумоподавления был максимальным, надо оснастить шумоизоляцией все шумовые источники авто. Если это не представляется возможным, то надо оборудовать хотя бы салон. К слову говоря, без этого оснащения бессмысленно устанавливать в автомобиль качественную аудиотехнику.
В моторном отсеке применяют, прежде всего, материалы, поглощающие шумы, выполненные в форме матов с добавлением теплового экрана.
- Обклеить следует две поверхности — перегородки между салоном и отсеком, а также внутреннюю сторону капота.
- Сначала необходимо изготовить раскройки из бумаги, потом вырезать из листа материала для шумоизоляции необходимые формы.
- Для качественной шумоизоляции перегородки, прежде всего, следует закрыть все отверстия, сделав заглушки из обрезанных пистонов крепежа панелей, или холодной сваркой.
- Для монтажа листа в 10 мм толщиной единым куском, нужно снять навесное оборудование, которое закреплено на перегородке — педальный узел, жгуты электропроводки, привод сцепления, вакуумный усилитель, и прочие узлы.
- Капот обклеивается материалом толщиной в 20 мм. В случае отсутствия толстого мата, можно склеить между собой 2 толщиной в 10 мм.
В салоне монтируется сразу 2 системы — шумоизоляционная и виброизоляционная.
- Сначала крышу и пол обклеивают виброизоляционными матами, после чего, шумопоглощающими.
- Если в перегородке моторного отсека уже установлена шумоизоляция, то достаточно наклеить со стороны салона поглотитель шума толщиной 5, или 10 мм.
Филёнки дверей оснащаются только виброизоляцией, а для того, чтобы частично устранить шум, возникающий от потоков воздуха через отверстия внутри дверей, можно применить маты толщиной в 3-5 мм, или поролон такой толщины. Этими материалами заделывают дверной каркас с той стороны, где прикреплена пластиковая обшивка.
Через передние колесные арки также проникает шум. В заднеприводных авто шум проникает ещё и под кардан, через продольный тоннель, поэтому желательно эти участки также обклеить материалами виброизоляции и шумоизоляции.
Большая часть шума проникает в салон через многочисленные технологические отверстия, из моторного отсека в салон. Отверстия желательно герметически закрыть заглушками. Необходимо помнить, что при установке в салоне и багажнике шумоизоляции, полагается снимать все обивки и ковры, поэтому надо запастись заранее дополнительными пистонами панельных креплений.
В багажнике важнее всего устранить шумы, проходящие через пол и задние колёсные арки. Эти участки также следует обработать герметически, оснастив арки и пол шумовой изоляцией и виброизоляцией.
Шумоизоляция пластика.
В процессе эксплуатации пластиковые панели теряют жёсткость, у них ломаются крепёжные элементы обшивки, вследствие чего, панели начинают скрипеть. Устранить это можно несколькими путями — склеить между собой двусторонним скотчем пластиковые детали, или установить их жёстко, с применением утеплителей для окон и дверей. Проще всего (но, и малоэффективный метод) - это смазать стыки смесью, входящей в состав многих полиролей для обработки пластика.
Какие материалы поглощают вибрацию и шум?
Для поглощения шума различного происхождения в промышленности выпускаются специальные листовые материалы с пористой структурой — автопласт, Dynamat, алюформ, изолон, визомат, битопласт и др.
Внешне они имеют сходство с пористой резиной или сверхплотным поролоном. Эффективность поглощения шума зависит от структуры каналов и пор, от типа материалов, из которых изготовлены маты для шумоизоляции.
В продажу поступает шумоизоляция многослойная, в состав которой входят слои ватина в разной комбинации, полиэтиленовая плёнка и битумная мастика. Продаются уже раскроенные под конкретные модели автомобилей материалы для шумоизоляции, или большие рулоны строительных шумоизоляционных материалов. Строительные рулоны стоят дешевле. Автомобильные варианты - более просты в использовании, так как являются само-наклеивающимися, и не требуют дополнительной обработки клеем.
Для изоляции шума чаще всего применяются 10 миллиметровые маты, изредка — 5 миллиметровые. В местах, где необходима усиленная теплоизоляция, маты надо обклеить фольгой, выполняющей роль теплового экрана. В прошлые годы использовали в качестве изоляционных материалов мешковину, ватин или войлок. Накладывали эти материалы в чередовании со слоями битума.
Самый мощный шумовой источник в автомобиле — вибрация плоских панелей, возникающая при движении машины по неровной дороге. Шумы, получаемые от вибрации, устраняют несколькими путями, прежде всего, обклеивая виброгасящими жёсткими матами панели. Раньше на основе смолы изготавливали битумно-волоконные маты, а сейчас продается множество различных виброгасителей с пористой структурой. Какие панели нуждаются в виброизоляции? Прежде всего, крыша, пол, дверные филёнки. Далее можно усилить жёсткость крышки багажника и капота.
Антикоры на основе битума менее эффективно устраняют вибрации. В советские времена популярен был кустарный, но эффективный метод виброизоляции — наклеивание пластов газет с прослойкой из битумной мастики.