При потере мощности двигателя, или в случае затруднения его запуска, необходимо провести диагностику. Чтобы определить причину неполадок, необходимо измерить компрессию в цилиндрах двигателя. Какая должна быть компрессия в двигателе, расскажет эта публикация.
Компрессией является величина воздушного давления, возникающего в цилиндре. Это давление создаётся стартёром, который сжимает воздух во время вращения коленчатого вала двигателя. Потери мощности и экономичности мотора происходят из-за снижения давления. Причинами снижения давления могут быть износы деталей, входящих в конструкцию цилиндро-поршневой системы или газораспределительного механизма.
Величина компрессии может отличаться, несмотря на неизменное техническое состояние двигателя. Происходит это из-за разности условий, при которых производились замеры. Факторов, от которых зависят показания, несколько: объём воздуха, который поступает в цилиндр, температура двигателя и частота вращения коленчатого вала двигателя. Не стоит забывать, что вязкое масло, осевшее на стенках цилиндра, способствует повышению компрессии. Это происходит из-за уплотнения зазоров между сопряжёнными деталями. Избыток же топлива, наоборот, снижает компрессию. В случае неисправности форсунок, при впрыске на стенках образуются капли, которые смывают масляную плёнку.
Не стоит впадать в панику, если пробег автомобиля 150-200 тысяч километров, а показания достаточно большие. Причиной может быть образование толстого слоя нагара на деталях камеры сгорания. При образовании этого слоя происходит уменьшение объёма самой камеры, что и может привести к данным результатам.
Измерение компрессии можно провести при следующих режимах: при закрытой или открытой дроссельной заслонке; при холодном или разогретом двигателе.
Если замер производится при открытой дроссельной заслонке, то поступление воздуха в цилиндры максимально. На результат повлияет утечка воздуха, которая возникает при образовании трещин и крупных задиров на поршнях, или самом блоке цилиндров, при износе компрессионных колец и т.д.
По результату измерения, проводимого при закрытом положении заслонки, можно определить незначительную утечку воздуха. При этом поступление воздуха в цилиндр минимально. На утечку влияют: деформация стержня клапана или износ седла оного, а так же прогар прокладки головки и др.
Положение дроссельной заслонки имеет значение только при измерении компрессии бензиновых двигателей, в то время как на показания при замерах у дизелей не влияет. В цилиндрах дизельного двигателя давление высокое и норма составляет 28-32 атмосферы.
Замеры компрессии бензиновых двигателей производят при температуре 80-900С. Вязкость масла и зазоры между деталями ЦПГ, при этом, минимальны. Следует заметить, что показания компрессии в горячем двигателе всегда будет больше, чем показания при холодном двигателе.
Если запуск двигателя затруднён, то замеры компрессии необходимо производить при холодном двигателе. При этом давление будет снижено в два раза. Происходит это из-за износа деталей ЦПГ, или из-за залегания поршневых колец. Если замерить компрессию после пуска прогрева двигателя, то показания будут увеличены на несколько единиц. Поэтому для выявления неисправности рекомендуется проводить комплексную проверку.
Если при измерении компрессии холодного дизельного двигателя, она снизилась до 17-18 атмосфер, то завести такой двигатель не представляется возможным.
Перед тем, как произвести замер компрессии в двигателе дизеля, необходимо, чтобы автомобиль постоял некоторое время. Это даст возможность маслу, которое присутствует в двигателе, отстояться и стечь в картер. Превышение компрессии 24 атмосфер говорит о необходимости проведения капитального ремонта.
Рабочая величина компрессии устанавливается заводом-изготовителем. Какая должна быть компрессия в двигателе вашего автомобиля, вы можете найти в инструкции по эксплуатации и ремонту. Значения компрессии, произведённые при горячем бензиновом двигателе, с исправной ЦПГ должны быть 9.5-10 атмосфер. У дизельного двигателя, при этих же условиях - 28-32 атмосферы. При этом разброс значений по цилиндрам не должен превышать: у бензиновых - 0.5-1.0 атмосфер, у дизелей - 2.5-3.0 атмосферы.
Если при измерении компрессии замечен рост величины давления с каждым последующим тактом сжатия, то это говорит о неисправности или износе колец, поршневых канавок или стенок самого цилиндра.
Если же компрессия не увеличивается при дальнейшей работе, то это говорит о том, что утечка воздуха происходит через повреждённые детали головки блока цилиндров. Повреждены могут быть клапаны или сёдла клапанов.
Разность показаний и большой разброс их значений, при использовании различных компрессометров и показаний скорости вращения ротора стартера, следует учитывать. Но лучше, чтобы выявить все недостатки, производить замер компрессии каждого, отдельно взятого цилиндра. При этом следует сравнивать показания, полученные при ранее производимой диагностике (при пробеге автомобиля 50, 100, 150 тысяч километров). Замеры должны производиться при одинаковых условиях. Следует учесть температуру окружающей среды и самого двигателя, а также частоту вращения коленчатого вала и других параметров.