На улицах городов нашей страны много можно встретить автомобилей с полным приводом. Большинство людей полностью уверены в том, что любой паркетник или внедорожник обладает установленным полным приводом. Но это не совсем так, бывают джипы не полноприводные, точнее не совсем полноприводные. И даже если на вашем автомобиле существует надпись «привод на все четыре колеса» (4WD), то это вовсе не гарантирует то, что у вашей машины полный постоянный привод. Как же это может быть? Ведь менеджер по покупке сказал, что вы приобретаете машину с полным приводом, да и в инструкции по эксплуатации написано то же самое. Ложь? Вовсе не обязательно, ведь разновидностей полного привода автомобилей довольно много.
Система полного привода «part-time»
Для тех, кто не разбирается, сразу хочется сказать, что существует так называемый привод «part-time», который предполагает наличие в машине полного привода. В обычном режиме, когда вы едете по городу или трассе ваш внедорожный автомобиль работает только в заднеприводном режиме, то есть машину толкают только задние колеса. Это может подтвердить и сама символика названия, которая с английского языка переводится как «частично включенный». А для того чтобы включить полноприводный режим вам стоит лишь переключить специальный рычаг селектора раздаточной коробки в необходимое положение. Можно конечно сказать, что вас обманули, что ваш автомобиль совсем не полноприводный. Но это не верно, так как такая система сделана с целью экономичности и безопасности. Полный привод на автомобиле можно включать лишь на то короткое время, на которое необходимо. В городе работа автомобиля при включенном полном приводе может разрушать детали трансмиссии, а это приведет к потере управляемости или неожиданному заносу.
Основная причина, почему нельзя включать полный привод в системе «part-time». На дороге следуют отключить передний мост, для того чтобы авто стало заднеприводным, иначе это может привести к катастрофическим последствиям. Причиной этому является отсутствие межосевого дифференциала. Естественно проходимость таких машин снижается, однако срок их эксплуатации значительно увеличивается, а также уменьшается их рыночная стоимость. Не стоит бояться, с бездорожьем такие автомобили свободно могут справиться, но больше от них ожидать нечего. Вы же не приобретаете себе автомобиль, для того чтобы ездить по болотам? Так что, если вы не хотите покидать дорожное покрытие с асфальтом на вашем джипе, то машина с системой полного привода «part-time» вам не нужна. В обычных условиях такой автомобиль является простым универсалом, с большим аппетитом и задним приводом. Так что перед покупкой надо определить все «за» и «против».
Система полного привода «On demand»
Система «On demand» является почти аналогичным повторением системы «part-time». В стандартном режиме это все тот же заднеприводный авто. Основное их отличие – это подключение полного привода. В системе «On demand» полный привод подключается в автоматическом режиме, то есть если датчики системы заметят, что колеса машины начинают буксовать или проскальзывать, то процессор сам подключает передние колеса. Другими словами, в этот момент машина становится полноприводной. Это сделано не для того чтобы улучшить проходимость авто, а для удержания машины на дороге, что естественно влияет на безопасность. К примеру, когда система подключает полный привод, то крутящий момент будет распределен сразу на обе оси, в соотношении 40% - перед, 60% - зад. Однако вариаций распределения может быть много, все зависит от модели автомобиля. Бывают и такие случаи, когда внедорожник имеет изначально передний привод, а в экстренных ситуациях включаться будет задний.
С английского языка, система «On demand» переводится как «по требованию». Эта фраза очень хорошо отражает подключения дополнительного моста при необходимости. Однако такое подключение приходится не по требованию водителя, а по велению компьютера. Система «On demand» очень хорошо себя зарекомендовала в снежных условиях, поэтому используется на современных паркетниках.
Система полного привода «full-time»
Теперь перейдем к последней разновидности полного привода автомобилей, а именно к системе «full-time». Если точно перевести эту фразу на русский язык, то она будет звучать как «полное время». Это значит, что автомобили с такой системой работают всегда в полноприводном режиме. В системе «full-time» есть две разновидности: для города и внедорожный «full-time». В машинах, которые предназначены для города, в наличии есть межосевой дифференциал, именно он и дает возможность джипу передвигаться по городу постоянно на 4-х ведущих колесах. Однако для бездорожья такой автомобиль будет не пригодным, так как у него отсутствует блокиратор межколесного дифференциала. Из-за этого соединения между передними и задними колесами могут проскальзывать. Минусом это будет только для бездорожья, для города – это самый подходящий вариант.
Системы внедорожного «full-time» пройти могут почти везде. Эти автомобили изначально были сконструированы для преодоления серьезного бездорожья. Если вы часто ездите по разбитой дороге или вам не редко приходится преодолевать внедорожные препятствия, то машина с блокировкой межколесного дифференциала и системой внедорожного «full-time» подойдет вам просто прекрасно. Однако учтите, что такие автомобили намного дороже своих собратьев - полноприводников.
В итоге хотелось бы сказать, большинство джипов, которые мы встречаем на дорогах, зачастую вовсе не являются полноприводными. Они универсалы с внедорожными амбициями. Так что если вы не собираетесь часто выезжать на бездорожье, а будете ездить в спокойных городских условиях, то выбирайте легковые автомобили с системой полного привода. Такие машины, к примеру, выпускает компания Субару. Этим вы сэкономите на топливе и самой покупке железного коня, однако в управляемости потерь вы не ощутите.