Карданная передача на заднепривоных автомобилях предназначается для отправки крутящего момента от вала КПП под углом до главной передачи. Сегодня мы решили описать карданную передачу наземного транспортного средства.
Состоит карданная передача из:
- заднего и переднего валов,
- промежуточной опоры с подшипником,
- эластичной муфты;
- шарниров с крестовинами и вилками,
- шлицевого соединения.
Шарниры с крестовинами и вилками обеспечивают передачу крутящего момента под измененным углом.
Колеса с задним мостом, у заднеприводного автомобиля связаны с кузовом не в жесткой форме. В свою очередь двигатель и коробка передач крепятся к корпусу авто «намертво», как и последний вал карданной передачи. Из-за того, что кузов машины постоянно перемещается вниз и вверх относительно заднего моста, то меняется и угол между главой передачей и передний валом карданной передачи. Именно туда и должен передаваться крутящий момент, причем равномерно и постоянно. Имеет он два шарнира, позволяющие без каких-либо толчков и рывков предавать крутящий момент от коробки передач непосредственно к главной передаче, даже тогда когда ваш автомобиль прыгает.
Шлицевое соединение может компенсировать линейное перемещение передачи относительно кузова машины тогда, когда изменяется угол передачи крутящего момента. Из-за того, что кузов постоянно колеблется, линейное распространение от коробки передач к заднему мосту выступает переменной величиной, и при изменении кузова к верху, карданная передача должна как бы удлиняться, а когда кузов начинает идти вниз наоборот укорачиваться. Именно данные действия и происходят в шпилевом соединении – укорачиваются и удлиняются не жесткие трубы, а их суммарная длина.
Муфта сделана эластичной, чтобы принимать на себя ударные волны, которые проходят по трансмиссии при групповой работе с педалью сцепления.
Продолжая описание карданной передачи наземного транспортного средства, хотелось бы вспомнить о шарово-шарнирных валах переднеприводных автомобилей.
У автомобилей с передним приводом крутящий момент передается на ведущие колеса двумя карданными передачами, в каждой из которых есть по два шаровых шарнира и свой вал. Вы уже знаете, что в конструкции автомобиля с передним приводом двигатель и все агрегаты объединяются в единый узел, который располагается под капотом. Это значит, что крутящий момент выходит из узла уже с изменениями по направлению и величине, и который уже готов к передаче на передние ведущие колеса.
Однако, так как единый узел агрегатов почти «намертво» закреплен на кузове автомобиля, который «прыгает», да еще и передние колеса поворачиваются, то тут возникает необходимость в двух карданных передачах, отдельно на левое и правое колеса. Каждый вал такой передачи с двумя шаровыми синхронными шарнирами, непрерывно передает крутящий момент к колесу, на котором он установлен, при любых изменениях угла передачи. Валы расположены под капотом в моторном отсеке, один конец связан с левым или правым ведущими передними колесами соответственно, а другой с углом агрегатов. У переднеприводных автомобилей шаровой шарнир обеспечивает передачу крутящего момента при изменениях угла до 43 градусов. Все шарниры надежно защищены резиновыми чехлами от пыли, влаги и грязи.
Какие же основные неполадки могут вам повстречаться при работе с карданной передачей и шаровыми шарнирами валами?
Вибрация, шум и стуки при движении часто появляются из-за того, что износились шарниры подшипника промежуточной опоры или деформировались валы. Неисправность можно устранить, только заменив поврежденный механизм.
Если у вас из шаровых шарниров потекла смазка – это явление может быть из-за повреждения защитных чехлов. Чтобы устранить данную неполадку чехлы надо заменить, установку помыть, а масло заменить на новое.
Эксплуатация валов с шаровыми шарнирами и карданной передачи.
Как в передних, так и в задних карданных передачах основной проблемой являются шарниры. Валы и трубы ломаются очень редко, если вы не прыгаете в реку с каменистым дном на своей машине каждый день. В общем, и шарниры могут долго служить при размеренной тихой езде.
Любую машину надо водить по дорогам всегда уверенно и спокойно, передний привод требует к себе еще более аккуратного вождения, так как когда повреждаются защитные чехлы шаровых шарниров, и когда в них попадет грязь они довольно быстро выйдут из строя. За состоянием этих чехлов надо всегда следить и при необходимости менять. В противном случае вам надо будет выложить кругленькую сумму на ремонт.
При износе подшипников или шарниров будет слышен характерный щелкающий звук, когда вы будете трогаться с места и переключать передачу. У валов с шаровыми шарнирами такие щелчки могут издаваться при повороте рулевых колес на большие углы. При износе подшипника заднеприводного автомобиля карданный вала промежуточной опоры достигнет определенного рубежа – ощущается значительная вибрация и появляется заметный шум под днищем авто.
Но если вы будете эксплуатировать автомобиль грамотно и четко, то шарниры карданного вала и шаровые шарниры передних валов будут служить вам на протяжении ~50 000 - 60 000 километров пробега. А сами валы и трубы, в принципе, должны быть вечными. Однако если получилось так, что вы деформировали вал с шаровыми шарнирами или погнули карданный вал, то менять эти узлы надо в сборе, для этого лучшим вариантом будет обратиться к специалисту.
Шаровые шарниры и шарниры карданного вала и будут меньше служить, если вы будете: резко разгоняться или стартовать, не верно выбирать скорость и передачи на разбитых дорогах, будете буксировать в грязи (особенно на машинах с передним приводом), а также двигаться по глубокой снежной или грунтовой колее. В таких случаях водители путают совой легковой автомобиль, с трактором. Идя в снежный занос, подвергая опасности все агрегаты, да и кузов машины.