Дым из выхлопной трубы может быть как черным или белым, так и других оттенков. При диагностике источника задымления не последнюю роль играет именно цвет, а порой это основной показатель неисправности. В нашей статье мы поговорим о том, какой выходит дым из выхлопной трубы, причины его возникновения и способы устранения.
Когда из выхлопной трубы появляется дым – это может означать, что у вас существует неисправность в какой-либо из систем или деталей двигателя: системы питания, системы зажигания, системы охлаждения, цилиндропоршневой группы, системы управления впрыском, распределительного механизма и т.д. От причины неисправности зависит, какой дым будет выходить из выхлопной трубы. Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры, поступление в цилиндры масла, все это приводит окрашивания выхлопных газов.
Часто бывает, что неисправность одной системы, вызывает дефект другой, которая и вызывает дым. К примеру, если система охлаждения плохо работает, то это может привести к пригоранию поршневых колец и перегреву двигателя. Результатом этого будет попадание мала в цилиндр, итог – дым.
Перед тем как начать поиск причины дыма из выхлопной трубы, надо оценить все сложившиеся обстоятельства: характера дымления, появляются ли сопутствующие явления, влияет ли на это окружающая среда.
Из выхлопной трубы идет белый дым
Белый дым из выхлопной трубы - это явление довольно нормально в режиме прогрева двигателя. Только это скорее не дым, а пар. Вода, которая в виде пара выделяется из выхлопной трубы – первый признак того, что в системе высокая влажность. Когда система нагревается, то влага частично испаряется, что приводит к исчезновению белого облака. При таких ситуациях в срезе выхлопной трубы появляется вода. Когда же машина будет полностью прогрета, то вода и пар полностью испарятся.
Но, при температуре воздуха менее 10°C, белый пар образовывается на прогретом двигателе, а при морозной погоде (-20-25°C) набирает густой белый свет с оттенком сизого. Выходит что, чем холоднее воздух вокруг, тем гуще и насыщеннее будет дым. Помимо всего прочего на насыщенность и цвет влияет влажность воздуха, чем она больше – тем гуще пар.
Если же белый пар появляется в теплое время года, на хорошо прогретом двигателе, это может значить лишь одно – протекает охлаждающая жидкость (к примеру, через не герметичную прокладку). Находящаяся в охлаждающей жидкости вода не успевает в полной мере испариться, в результате чего повяжется густой белый дым, а точнее, опять таки – пар. В таком случае ее оттенок будет зависеть от составляющих охлаждающей жидкости, освещенности на улице и погоды. Бывает так, что он выглядит сизым, чем напоминает масляный дым. Отличить их довольно просто, масляной дым будет довольно долго висеть в воздухе, пар же быстро рассеется.
Для того чтобы убедиться, что проблема именно в системе охлаждения надо провести несколько проверок. Я думаю не нужно уточнять, что в случае пара из выхлопной трубы будет выбрасываться вода, а не масло. Чтобы это понять, надо на не большое время закрыть выхлопное отвесите листком бумаги. Капли воды постепенно испарятся, а после них не будет жирных следов.
При поиске неисправности надо учитывать конструкцию двигателя. Так как жидкость может попасть в цилиндр не только через поврежденную прокладку, но и при образовании трещины в блоке цилиндров или их головке. Иногда данные дефекты в работе двигателя могут вызывать попадание выхлопных газов в систему охлаждения двигателя, это и будет служить основным пунктом распознавания дыма.
Если вы откроете пробку расширительного бачка или радиатора, то легко почувствуете запах выхлопных газов, также на поверхности охлаждающей жидкости должна быть масляная пленка. К тому же пониженным будет и уровень жидкости. После запуска двигателя сразу повышается давление в системе охлаждения. Уровень в расширительном бочке также будет выше. Данный уровень не отличается стабильностью, поэтому в бачке могут быть пузырьки.
Если идет дым из выхлопной трубы, причиной при этом, является неисправность, то эксплуатировать такой автомобиль дальше не рекомендуется. Так как дефекты могут прогрессировать быстрее, а работа двигателя на водомасляной эмульсии резко сократит износ деталей, и через пару сотен километров вам обязательно понадобиться капитальный ремонт.
Из выхлопной трубы идет черный дым
Черный дым из выхлопной трубы – это свидетельствует о том, что топливная смесь переобогащенна и как следствие, о неисправностях питания, а также систем управления впрыском и зажигания. На светлом фоне такой дым очень хорошо просматривается, в его составе можно найти частички сажи, или продукты неполного сгорания топливной смеси.
Когда из выхлопной трубы идет черный дым, то такое явление часто сопровождается большим расходом бензина, неустойчивой работой двигателя, плохим запуском, высоким уровнем токсичности выхлопных газов, а также из-за некачественного состава топливовоздушной смеси – потерей мощности.
В двигателях с карбюратором, возникновение черного дыма обычно бывает вследствие дефекта игольчатого клапана в поплавковой камере или в результате закоксовывания воздушных жиклеров. Причиной возникновения черного дыма может быть также неправильно установленный угол опережения зажигания. В бензиновых двигателях, как правило, переобогощение смеси появляется с впрыском топлива. Это возникает в результате неисправностей или отказов различных датчиков (расхода воздуха, кислорода и д.р.), или когда форсунки не герметичны. В последнем случае возникает большая вероятность гидроудара в цилиндре при его запуске со всеми последствиями, о которых мы уже упоминали. Суть этого в том, что в цилиндр через не исправную форсунку может вытечь топливо, а это не будет позволять поршню достигать верхней мертвой точки. В дизелях дым черного цвета появляется не только, когда нарушена работа насоса двигателя, но и при большом углу опережения впрыска.
Общим явлением для всех двигателей, которые работают на переобогощенной смеси, является повышенный износ или даже задиры цилиндропоршневых деталей, так как избыточное топливо смывает масло со стен цилиндров и ухудшает смазку. Помимо всего прочего, топливо попадает в масло и этим разжижает его, поэтому условия смазки и в других деталях значительно ухудшаются. В некоторых случаях такое разжижение на столько велико, что уровень масла (точнее топлива и масла) в картере будет значительно выше, и оно приобретет специфический запах.