Наиболее опасной и затрудненной становится езда в условиях недостаточной видимости, когда при дожде, снегопаде, тумане и в переходный период от темного к светлому времени суток и наоборот, видимость ухудшается, и дальность обзора дороги становится менее 300 метров.
С помощью зрения водитель получает две трети информации, нужной для оценки ситуации на дороге и анализа совершаемых маневров, которые необходимы водителю для обеспечения безопасного движения. По этой причине недостаточная видимость, плохой обзор могут стать причиной страшной аварии.
Рассмотрим подробнее все неблагоприятные с точки зрения видимости погодные условия для езды на автомобиле.
Езда при дожде сопровождается потоком грязных брызг из-под колес встречных и попутных машин на лобовое стекло вашего автомобиля. Даже доли секунды хватит, чтобы лишить вас видимости на дороге, поэтому особенно важно, чтобы очистители (они же «дворники») были хорошего качества и не были изношены от продолжительного срока службы. Если «дворники» перестали прилегать к стеклу и оставляют после себя «слепые» пятна, такие очистители требуют замены.
Однако при дожде условия для езды ухудшаются не только снаружи, но и изнутри. Как только начинается дождь и его капли попадают на лобовое стекло, то поверхность стекла резко охлаждается, а с внутренней стороны на окнах машины образовывается конденсат. Ни в коем случае не протирайте запотевшие стекла рукой или тем, что под руку попалось, иначе в последствии придется при свете встречных фар и уличных фонарей разглядывать собственные следы и разводы, что тоже ухудшает видимость. Просто необходимо сровнять температуру воздуха в салоне автомобиля и на улице с помощью кондиционера, печки или элементарно открытого окна. После этого конденсат довольно быстро исчезнет.
Туман опасен искаженной действительностью, находясь в нем, трудно оценить реальное расстояние до предметов, все кажется дальше, чем есть на самом деле. Только соблюдая пониженный скоростной режим и держа дистанцию между автомобилями можно успеть предотвратить аварию. Туман гуще в болотистых низменностях, поэтому проезжая, даже короткий участок дороги с туманом снижайте скорость, чтобы убедиться в отсутствии препятствий: аварийный или ремонтируемый участок дороги или стоящий автомобиль. Также, находясь в тумане необходимо включать противотуманные фары и ближний свет, чтобы максимально обозначить свое присутствие на дороге.
Осенне-весенние проблемы отходят на второй план, когда приходит зима, а вместе с зимой снегопады и метели. Сама по себе езда в условиях заснеженных, покрытых льдом дорог потенциально опасна и требует повышенного внимания, тем более, когда снег не только под колесами, но и присыпает крышу автомобиля. Есть закономерность ухудшения видимости при усилении снегопада, особенно в темное или ночное время. В этом случае лучше двигаться с включенным светом только ближних фар, и лишь на время включать дальний свет, чтобы в одно мгновение не оказаться на «млечном пути» из снега.
Условия для езды становятся наиболее напряженными в период от заката до рассвета. Мало того, что видимость низкая, так еще и человеческий организм то в сон клонит, то внимание рассредоточивает. В темное время суток особая надежда на фары дальнего и ближнего света, ведь именно они становятся нашими глазами в ночи, но свет фар может быть не только во благо, но и во вред. В этот период суток особенно часто случается ослепление дальним светом фар и не только встречными машинами, но и автомобилем, движущимся в одном направлении с вами. Необходимо переключать свет фар чуть раньше, чем их свет упрется во встречную машину. Особенно неприятно, когда в боковые зеркала и зеркало заднего вида льется яркий свет дальних фар нагоняющей вас машины, ослепляя уже и без того уставшие глаза. Не смотрите на фары встречных машин и на время переключите режим обзора зеркала заднего вида, чтобы избежать ослепления. В случае, если вас все таки ослепили, остановитесь на обочине и дайте отдых глазам.
Езда в условии недостаточной видимости напряженна и утомительна, требует умения прогнозировать и анализировать свои действия и действия других участников движения, поэтому, не ездите быстрее, чем вы видите при данных погодно-природных условиях.