Стук, который появляется в результате изношенных деталей, не возникает сам по себе. Чаще всего этому способствует сам водитель. Например, шатун прогибается из-за гидроудара после того, как вы преодолевали глубокие лужи или же механиком при сборке изначально была установлена кривая (переносном и прямом смыслах) деталь. В результате нарушения геометрии деталей может повлиять на рост нагрузок на них. Условия смазки при этом ухудшаются, температурный режим работы деталей нарушается. В результате чего происходит быстрый износ, зазоры увеличены, и результате чего появляется стук.
Непонятный стук может появляться в результате сопряжения с нормальными зазорами. Случается такое при нарушении пленки масла деталей, которые трутся в результате того, что допустимые нагрузки превышаются.
Известно, что слишком малые зазоры между сопряженными деталями приводят к уже упомянутому нами росту нагрузок, ухудшению условий смазки и температуры. Малые зазоры не возникают сами по себе, а чаще всего будут делом рук чересчур "радивых" механиков, которые стремятся обеспечить в двигателе как можно более плотно прилегающие соединения. Иногда стук подобной категории может возникать в результате эксплуатации двигателя, который был перегрет.
Случай, когда не сопряженные детали соприкасаются, весьма экзотичный. Причина стука в таком случае – сильная информация одной из прилагаемых деталей. К примеру, в результате гидроудара в цилиндре шатун может быть так укорочен, что поршень начинает задевать противовесы коленчатого вала в нижней мертвой точке. При ремонте также бывают чудеса. Вот представьте край окантовки прокладки головки, свисает в цилиндр, а поршень выступают сверху над поверхностью бака. Результат тут будет очевиден. Неверная установка фаз, особенно на дизельном двигателе, когда клапаны чуть-чуть достают до поршней, тут говорить вовсе нечего – бывает. Хотя и весьма редко.
Зачем мы приводим такие примеры? Для того чтобы объяснить вам, кроме характера стука, его изменения, на которые влияет режим работы двигателя. Также надо определить причину стука, может помочь анализ тех обстоятельств, при которых он в первый раз появился.
По чему стучит двигатель?
Интенсивность стука чаще всего зависит от того, с какой частотой вращается коленчатый вал от той температуры работы. Для начала рассмотрим равномерный стук с частотой, которая равна частоте вращения коленавла.
Как может показать практика, если увеличивается частота вращения, растет и интенсивность стука, так происходит в том случае, когда поверхность деталей уже достаточно изношена. Если износ не велик, при небольших зазорах, большая скорость вращения может наоборот заглушать стук. Именно по этой причине, при определении причины стука нужно выяснить его изменения, при различных режимах вращения вала.
К усилению стука в кривошипно-шатунном механизме приводит увеличение нагрузки двигателя, то есть именно там, где девствуют пропорциональные ей силы. А вот температура на эту ситуацию влияет по-разному – при ее увеличении падет вязкость масла (на пример, подшипник, который поврежден, начитает стучать сильнее). В тоже время дефектный поршень когда нагревается, увеличивается в объеме, а зазор в сопряженных деталях уменьшается тем самым, вызывая затихание шума.
Те стуки, интенсивность которых не изменятся с ростом нагрузки, зачастую явно усиливается с увеличением частоты вращения. Такие стуки могут быть вызваны ударами поршней о клапаны, в том случае, когда в цилиндр попадают посторонние предметы, а также дефектами подшипников балансирных валов. В этот момент, когда частота вращения увеличивается, повышается и нагрузка на дефектные детали, при этом не исключается и их деформация из-за сил трения. Усугубляет дело температура, которая снижает вязкость масла, и способствует расширению деталей.
Если стуки в двигателе ВАЗ частотой меньше чем частота коленвала - это обычно связано с механизмом распределения. Когда увеличивается температура, повышается их интенсивность, так как увеличиваются зазоры в механизме привода клапанов. Тут может быть резкое влияние температурных изменений. Как правило, никакого влияния не оказывает нагрузка, исключение составляют только те случаи, когда стучит гидротолкатель (стуки усиливаются при нагрузке). Данный факт без труда может сбить с толку: дефектный шатунный подшипник может издавать стук, который похож на стук коленвала, усиливающийся, когда машина прогревается.
Стуки, которые были перечислены выше, связаны с большим износом оборудования, а также с нарушением правил по его эксплуатации. Вместе с тем, из-за неопытности и неграмотности механика во время ремонта на двигателе могут появиться дефекты, которые не встречаются при обычной эксплуатации. К примеру, это может быть уже упомянутая нами «кривая» прокладка головки блока цилиндров, не соосность постелей распредвала или коленвала, не перпендикулярность осей коленвала и цилиндров, не параллельность осей отверстий шатуна и многое другое. В подобных случаях определять причину стука, все равно, что разгадывать ребус. Хотя надо отметить, что и тут общие закономерности стука также справедливы.
Стуки, которые могут вас обмануть.
Некоторые из стуков, могут создавать иллюзию конкретного дефекта. А на деле выясняется, что причина стука вовсе другая.
О том, что стук гидротолкателей часто похож на тот стук, который издается от неисправных шатунных вкладышей (и наоборот), мы уже говорили. К примеру, под нагрузкой у дизеля появляется резкий стук, который довольно схож с шатунным, на самом же деле тут неисправна топливная аппаратура. Или такой вариант: при сборке механик забыл прикрутить полностью болт шкива распредвала, появившийся при этом грохот можно принять за стук коленчатого вала, и только случайность или большой опыт может спасти двигатель от повторной разборки.
Бывают случаи, когда водитель, приехав в СТО жалуется на непонятные стуки в двигателе ВАЗ, он может с удивлением узнать, что капремонт двигателя тут вовсе не нужен. Стучит в его случае дефектный ручейковый ремень, когда соприкасается с роликами и шкивом.
Из жизни может привести огромное множество подобных примеров. Уже ясно одно, что «хитрые» стуки вовсе не вписываются в системы диагностики. Именно поэтому большое количество стуков правильно может диагностировать лишь специалист высокого класса.