Сбои в системе зажигания карбюраторного двигателя приводят к тому, что автомобиль плохо заводится. В зимний период карбюратор прогревается дольше, температура топливовоздушного заряда значительно меньше, скорость движения снижается. Все это влечет к тому, что на юбочке изолятора свечи образуется нагар. Как сделать запуск карбюраторного двигателя зимой надежным? Читайте в этой статье.
Когда запускается холодный карбюраторный двигатель с такими неисправными свечами, то конденсатом топлива на изоляторе свечи усиленно смачивается нагар, и пусковые качества ухудшаются. Если по калильному числу подобрать правильно свечу, то изолятор будет иметь светло-коричневый или светло-серый цвет.
В случае если матовый черный нагар появился на свече, которую вывернули из прогретого двигателя, то этому свидетельствует о следующих причинах.
- Во-первых, при малых нагрузках и холостом ходу слишком отрегулирован карбюратор.
- Во-вторых, при определенных эксплуатационных условиях при температурном среднем режиме поверхность юбочки изолятора недостаточна, так как самоочищение у холодной свечи не происходит. В таком случае с помощью газоанализатора нужно проверить концентрацию СО на холостом ходу. При необходимости попробовать отрегулировать карбюратор. Если же карбюратор правильно отрегулирован, то ее надо заменить более «горячей» свечой.
От длины резьбы, поверхности изолятора, показателей мощности двигателя и от охлаждения головки цилиндров зависит температурный рабочий режим свечи (температура головки при жидкостном охлаждении на 50 - 100 градусов ниже, чем при воздушном охлаждении).
Воспламенение смеси от раскаленных поверхностей свечи, а не от искры, или, иными словами, калильное зажигание может начаться, если температурный режим центрального электрода и изолятора слишком высокий, в пределах 1000 градусов и выше. Управлять этим процессом невозможно по той причине, что происходит воспламенение намного раньше. В результате свеча сгорает или днище поршня прогорает. При полных нагрузках и высоких оборотах возникает калильное зажигание. Для того чтобы прогорел поршень или сгорела свеча в высокооборотном двигателе, достаточно от 20 до 40 секунд. Когда поршень прогорает, мотор сразу же заклинивает, не давая никаких возможностей водителю свернуть с трассы. Мощность двигателя падает на 10-15%, но это можно заметить не сразу. Также появляются глухие стуки при калильном зажигании, но на большой скорости машины и немалом уровне шума их обычно не слышно.
Во избежание калильного зажигания нужно следовать следующим указаниям:
- предотвращать слишком раннюю установку зажигания;
- заправлять в бак только тот тип бензина, который соответствует карбюраторному двигателю;
- постоянно пересматривать свечи и следить за их состоянием.
Если температурный режим доходит до предела и вскоре начнется калильное зажигание (об этом свидетельствует белый оттенок изолятора), автолюбителю необходимо установить другую свечу с высшим калильным числом.
У свечей отечественного производства калильное число можно определить специальной установкой, которая является одноцилиндровой с наддувом. Его давление способно повышаться до момента появления калильного зажигания, тогда фиксируется калильное число, или давление цикла среднее индикаторное. Калильное число бывает большим тогда, когда литровая мощность двигателя и степень сжатия становятся выше, а частота вращения номинальной. Свеча с увеличенным калильным числом устанавливается в двухтактный двигатель или в мотор с воздушным охлаждением.
Старая маркировка свечей зарубежных фирм для калильного числа производилась по секундному времени, а уже потом начиналось калильное зажигание на специальной установке. Величина свечей зарубежного производства превышает примерно в 10 раз показатель калильного числа в свечах отечественных производителей. В наше время многие предприятия указывают калильное число условно, это приводит к трудностям и замешательству в выборе свечей. Для облегчения поставленной задачи необходимо внимательно изучить таблицу свечей ведущих отечественных и зарубежных фирм.
Из-за того, что погодные условия в нашем климатическом поясе зимой и летом абсолютно отличаются между собой, соответственно, и условия работы свечей различаются. Поэтому в наличии у каждого автолюбителя должны быть два комплекта свечей: для эксплуатации в летний период – холодные, и для зимнего периода - горячие.
В последнее время выпускаются свечи с более колеблющейся температурной характеристикой, которая зависит от нагрузки. Это достигается выполнением центрального электрода и боковых электродов из меди. Они имеют название «Супертермоэластик». В них электроды обеспечивают оптимальный теплоотвод и снижают температуру. Некоторую часть электрода, который размещен в камере сгорания, покрывают таким материалом, как никель или хром. Этот материал является жаростойким. Свечи, выпускаемые отечественными фирмами, имеют букву М для обозначения модели, например, А17ДВРМ. Свечи зарубежных фирм обозначаются так: WR7DC или WR7DP фирма Бош. Здесь, последняя буква указывает на вид материала центрального электрода: Р - платина, С - медь, S – серебро. Свеча нового типа с пологой термической характеристикой одной марки с медным или платиновым электродом заменяет пару свечей старого производства. Это значит, что такие свечи не нужно менять в зависимости от температуры воздуха.
Электрический подогреватель располагается в изоляторе свечи для того, чтобы исключить шунтирование свечи, когда на нее попадает конденсат. Но свечи такого рода не получили распространения. В том случае, если при включении зажигания свечу, так сказать, забросало, а бензин попал на изолятор, тогда лучше эту свечу вынуть, прогреть какими-нибудь подручными средствами и быстро вкрутить в головку цилиндра. Если карбюратор отрегулирован правильно и двигатель в исправности, то зимой при температуре -20...-25 градусов мотор автомобиля должен заработать.
Чтобы не разрушить поверхность изолятора, нежелательно использование пескоструйного аппарата для удаления нагара. Лучше взять свечу, перевернуть ее, и залить растворитель или бензин, затем взять деревянную палочку и аккуратно очистить нагар. Пескоструйный аппарат можно использовать для удаления толстого слоя отложений смолистого нагара или свинцовых отложений, которые появляются после долгой работы на этилированном бензине.
Для надежного запуска карбюраторного двигателя зимой необходимо периодически делать проверку искрового промежутка цилиндрическим щупом. Если диагностику осуществлять щупом плоской формы, зазор фактический может быть немного завышен.