Вспомните, много ли километров вы проехали задним ходом? Ответ однозначен - намного меньше, чем при обычном движении. Поэтому, совершенно очевидно, что именно из-за нехватки опыта вождения задним ходом, и возникают основные трудности движения в данном направлении. Как научиться ездить задним ходом, поговорим в этой публикации.
Естественно, что в процессе обучения вождению соответствующие знания, а так же хороший инструктор помогут выработать необходимые навыки, и довести до автоматизма ваше вождение. Тем более что площадки для обучения, везде одни и те же. Однако когда вы столкнетесь с реальным процессом вождения, то "гараж" и "тещин карман" окажутся не самыми сложными задачами. Соответственно встает вопрос: нужно ли, для того чтобы научиться хорошо водить, проехать сто километров? Нет, все сто километров необязательно проезжать, но вот, два километра все-таки стоит проехать.
Сначала, для того чтобы научиться ездить задним ходом, необходимо отрегулировать положение всех трех зеркал заднего вида автомобиля еще на тренировочной площадке. При взгляде в боковые зеркала должно быть видно минимум от кузова авто, и максимум того, что находится в сторону от машины. Заднее стекло и его нижнюю часть должно быть видно в центральное зеркало. Это мы рассматриваем при обычном положении головы, при котором не допустимы наклоны, а только ее повороты. Самый лучший, идеальный вариант - это когда водитель может смотреть в зеркала, при этом, не поворачивая голову, а, только переводя глаза с одного зеркала на другое (поскольку на многих автомобилях зеркала распределены не идеально, то все-таки в большинстве случаев придется поворачивать голову.)
Для того чтобы оценить участки, которые не видны в боковые зеркала, было бы неплохо, если бы, например, ваш помощник походил сзади от автомобиля, а вы бы отслеживали, на каких участках его не видно.
«Неживая зона» – территория вокруг автомобиля, которая не проглядывается в зеркала., т.е водителю не видны другие объекты и автомобили. Это самое первое, что необходимо знать при вождении. Однако решить эту проблему можно вполне легко - необходимо немного поворачивать верхнюю часть корпуса и голову на необходимый угол именно в ту сторону, которая требует визуального контроля.
Итак, на первом этапе практики необходимо овладеть движением задним ходом по точной прямой. Однако научиться этому нужно не с помощью зеркал, а при помощи поворота корпуса тела и головы в правую сторону так, чтобы можно было видеть заднее стекло без особого напряжения. Следует запомнить следующее правило: при прямом положении передних колес (это определяется по положению рулевого колеса) вам практически гарантировано прямое движение автомобиля. Но необходимо помнить, что в отличие от езды передним ходом, при движении задним ходом автомобиль приобретает большую маневренность, то есть даже небольшие повороты руля отклоняют автомобиль от заданной траектории. И еще - не забывайте, что когда вы повернулись и смотрите назад, левая и правая стороны остались прежними.
Скорость движения вашего автомобиля задним ходом должна быть такой, чтобы вы могли оценивать ваши действия, поэтому до момента приобретения уверенности, пусть она будет медленной. При недостатке визуальной информации, компенсируйте ее поворотами головы в нужную сторону.
На следующем этапе практики можно переходить к поворотам задним ходом. Держите в уме тот факт, что правая и левая стороны при движении задним ходом не поменялись, соответственно, в какую сторону вы повернете руль (собственно, как и при езде передним ходом), в ту сторону и поедет автомобиль. При этом следите за тем, чтобы скорость движения была минимальной. Однако, в том случае, если вы начали путаться, немедленно остановите автомобиль. Примите прямое положение тела, расслабьтесь и проанализируйте, почему и что вы сделали неверно. Если после поворота задняя часть автомобиля направлена в желаемую сторону, то необходимо просто вернуть рулевое колесо в прямое положение. Это и будет гарантией прямолинейного движения в будущем.
После того, как вы хорошо освоите и закрепите на практике предыдущие пункты обучения вождению задним ходом, то можно учиться ездить задним ходом при прямом положении тела. Таким образом, вы сидите прямо в водительском кресле, и контролируете движение, глядя в зеркала заднего вида. При этом нельзя забывать, что скорость движения автомобиля должна быть минимальной. Как только вы овладеете ездой задним ходом по прямой (глядя в зеркала), то можно понемногу начинать делать повороты и развороты.
Один из важных пунктов при вождении задним ходом - как держать рулевое колесо. Как правило, опытные водители держат его одной рукой, в то время как новичкам лучше держать его двумя руками. Это неудобнее, однако, точность управления автомобилем возрастает. К тому же, самому водителю понятнее его движения.
Напоследок, необходимо знать три главных постулата езды задним ходом.
Первый постулат: при любом замешательстве за рулем, например, вы начали путать направление движения, сразу же замедляйте ход или останавливайте автомобиль. Сосредоточьтесь, проанализируйте ошибки, и подумайте о ваших последующих действиях. Лучше делать все аккуратнее и медленнее.
Второй постулат: не забывайте постоянно контролировать положение передних крыльев автомобиля в пространстве. Поскольку, при маневрировании передняя часть сильно смещается в сторону, то это может стать причиной столкновения с находящимися рядом объектами (стена, здание, забор, автомобиль и т.д.).
И третий, последний постулат: при движении задним ходом старайтесь пользоваться зеркалами, однако, в случае неуверенности, немедленно поворачивайте корпус и голову в нужную сторону для визуального контроля ситуации.
Если вы последуете указанным выше рекомендациям, как научиться ездить задним ходом, то сможете за достаточно короткий срок овладеть этим вождением. Этот навык поможет вам в тех ситуациях, когда обычная езда помочь не сможет (например, в ситуации, когда на парковке с узким проездом не получается "залезть" между двух автомобилей, а при парковке задним ходом это займет небольшое количество времени, и последующий выезд окажется намного проще).