На безопасность движения влияют не только манера и скорость езды, но также и поза, в которой сидит водитель. На первый взгляд это покажется пустяком, но на деле может привести к печальным последствиям. Большинство водителей усаживаются в кресло автомобиля, учитывая при этом только удобство и комфорт для себя любимого. О безопасности в этот момент они не задумываются. О том, какой должна быть схема посадки за рулем автомобиля, поговорим в этой статье.
Схема посадки водителя за рулем автомобиля должна быть такой, чтобы в момент опасности или необходимости быстрого реагирования быть в собранном состоянии. Ошибочным считается мнение водителя о том, что сидя в расслабленном состоянии при возникновении неординарной ситуации он сможет молниеносно среагировать и предпринять необходимые меры. Такое халатное отношение к безопасности может привести к нежелательным последствиям.
Управление автомобилем одной рукой не допустимо. При возникновении заноса вы потеряете спасительные мгновения, затрачивая это время на то, чтобы переместить свободную руку на рулевое колесо. Справиться с управлением в такой критической ситуации одной рукой вам вряд ли удастся, и ваш автомобиль может закрутить по проезжей части. Чтобы на скользкой дороге не допустить заноса, водителю приходится совершать порядка 4-х движений руками в секунду, а одной рукой это сделать не возможно. Не стоит надеяться на чудесное избежание аварии.
- Посадка таксиста.
При такой схеме посадки за рулем автомобиля водитель находится в непосредственной близости к рулю, а предплечьями облокачивается на рулевое колесо. Такое положение не обеспечит достаточного пространства для движения рук в случае возникновения экстремальной ситуации. Также при такой схеме посадки нет контакта спины водителя со спинкой кресла и, при возникновении заноса, он не сможет в полной мере произвести необходимые действия. Такое положение отнюдь не безопасно для водителя. Единственным преимуществом такой посадки за рулем автомобиля является увеличенное пространство задней части авто за счёт перемещения водительского сидения вперёд.
- Полулежащее положение водителя.
Создавая комфортное положение, водитель чрезмерно наклоняет назад спинку кресла. Руки водителя при этом находятся в вытянутом положении. Такая схема посадки крайне неудобна, так как при переключении скоростей или других важных манипуляциях водителю приходится отрывать спину от спинки и наклоняться вперёд. При наклоне водитель тянет рулевое колесо, что в экстремальных случаях не позволит достаточно быстро произвести необходимые действия. Также не стоит забывать, что подголовник водительского кресла предназначен для сохранности шейных позвонков водителя при ударе сзади. Не стоит класть голову на подголовник во время движения.
- Расположение руки на рулевом колесе открытым хватом.
Такое положение руки характерно для водителей с огромным стажем. Но удержать руль в таком положении при передвижении по некачественному дорожному покрытию весьма затруднительно. При ударе переднего колеса о преграду, при попадании одного колеса на обочину или лужу, водитель не сможет удержать руль, и автомобиль может потерять управление. Такая самоуверенность водителя подвергает опасности жизнь его самого и пассажиров.
- Голова водителя наклонена в сторону.
Наклон головы в сторону – серьёзная ошибка многих водителей. Дело в том, что органы равновесия человека расположены в височной части, которые так же позволяют правильно соизмерять динамику торможения и разгона автомобиля. Полукружные каналы позволяют ощутить моменты вращения в трёх плоскостях. Данные органы считаются важными механизмами, которые позволяют человеку контролировать управляемость и устойчивость автомобиля. При вертикальном положении головы водитель правильно воспринимает ситуацию, сложившуюся на дороге.
- Расслабленное состояние.
При управлении автомобилем не стоит располагаться на сидении, как будто вы сидите в кресле у себя дома. При этом левой рукой вы опираетесь на дверной проём автомобиля, а правая покоится на рулевом колесе. Это грубейшая ошибка, так как в момент опасности вы просто не успеете прийти в «боевую» готовность. Слишком много драгоценного времени потеряете на подготовку к решительным действиям. Такую схему посадки за рулем автомобиля можно принять только при стоянке авто или во время ожидания пассажиров, но никак не во время движения.
- Идеальное положение рук.
Если у вас при обучении в автошколе был профессиональный инструктор, и вы его внимательно слушали, то должны знать, что идеальным и единственно допустимым положением рук на рулевом колесе является положение, которое по стрелкам на циферблате часов показывает время «без десяти два». В таком положении вы всегда сможете держать ситуацию под контролем.
- Расположение рук на нижней дуге руля.
Если ваши руки расположены в нижнем секторе руля, то при заносе или вращении автомобиля вы не сможете стабилизировать устойчивое положение автомобиля. Дело в том, что любому человеку гораздо легче согнуть руку, чем разогнуть. Это особенности мышц человеческого организма. Быстрее получится вывернуть руль, делая движения вниз, а не вверх. Особенно зимой, когда движения водителя и так ограничены из-за соответствующей одежды, невозможно довольно активно двигать руками.
- Водитель отпускает руль для того, чтобы автомобиль встал ровно самопроизвольно.
Некоторые водители поступают необдуманно, когда после завершения поворота, отпускают рулевое колесо, и дают возможность рулю крутиться самостоятельно, чтобы автомобиль встал прямо. Такой приём очень опасен. Автомобиль начинает мгновенно уходить в другую сторону, или может перейти в состояние ритмического заноса. Поэтому не стоит отпускать руль. Необходимо поочерёдно работать руками, чтобы контролировать процесс выравнивания автомобиля.
- Руление одной рукой при обратном хвате.
Такая схема руления – серьёзная ошибка. При управлении автомобилем такой приём не допустим. Кроме того, велика вероятность получить травму кисти руки о спицы рулевого колеса. Также не следует держать правую руку на рычаге переключения передач. Необходимо обе руки держать на руле, так как это значительно повысит безопасность.
- Скрещивание рук.
Следует избегать такой схемы расположения рук при круговом вращении руля, так как большие пальцы кистей стопорят руль, и одна рука блокирует другую. Чтобы этого не произошло, необходимо в нужный момент вытянуть одну руку из-под другой, и ухватиться ею в верхнем секторе рулевого колеса. Только в этом случае вы сможете продолжить необходимое вращение руля.