В зависимости от того, как сгорает топливо в цилиндрах двигателя, зависит его работа. Если двигатель на малых оборотах потряхивает, возможно, отсутствует воспламенение или некачественное топливо, а может быть нет сжатия. В данной публикации рассмотрим часто встречающиеся ситуации, когда двигатель потряхивает, а также постараемся разобраться, с чем это связано.
Бывает, что при рабочих цилиндрах двигатель тоже «трясёт». Узнать это можно, если снять со свечи зажигания наконечник, но проделать данную процедуру надо быстро, причём сразу надеть его на первый попавшийся болт, чтобы была искра. При этом не забывайте о технике безопасности, и при снятии держитесь за провод, а не за наконечник и не прикасайтесь к корпусу машины. Выполнять эту диагностику надо с заглушенным двигателем, а надев наконечник, следует снова завести мотор. Но если при снятии наконечника вас тряхнуло, возникла необходимость в замене высоковольтного привода или свечи.
При отключении дизельного двигателя надо на форсунке приотдать рожковым ключом на 17 гайку топливного провода высокого давления. Цилиндр не исправен, если обороты не изменились.
Для проверки карбюраторного двигателя необходимо очень медленно натянуть тросик газа и поднять приблизительно до 3000 об/мин обороты. Проводя диагностику, воздушный фильтр надо снять, чтобы не мешал, заглушив те вакуумные трубки, которые свободны, и заглушить трубку, которая идёт от выпускного коллектора.
Может произойти так, что после этого действия двигатель поведёт себя двояко. Во-первых, может получиться, что после того, как он набрал 1200-1300 об/мин, «тряска» прекратится. Это свидетельство того, что фактором потряхивания на XX может служить система “дожига”, а возможно, и система питания. Сама по себе система зажигания работает, поскольку при повышении оборотов в работу вступает сразу несколько систем, которые не могут выйти из строя одновременно.
Во втором случае, если наблюдается подсос воздуха, изменяется состав топлива и двигатель на малых оборотах начинает потряхивать. Если добавить оборотов, увеличивается поступление топлива и всё приходит в норму. Но если при увеличении оборотов свыше 1500, двигатель время от времени «вздрагивает» - это значит, что какой-то цилиндр на короткое время выходит из строя, что может быть при неисправной системе зажигания. При оборотах XX искрообразование важнее, поскольку при наличии дефекта, двигатель будет «трясти» больше. Когда двигатель потряхивает, потому что неисправна система питания, то, скорей всего, виновато топливо.
К японским двигателям применимо утверждение, что если хлопки возникают в глушителе, то топливо «богатое», а если в карбюраторе – «бедная» топливная смесь. Иногда возникает повышенный уровень топлива в том случае, если резиновый наконечник на запорной игле «устал» или деформирован, а возможно, возникла «дырка» в поплавке. В основном, это характерно для «Mitsubishi» и «Honda». Регулировка производится как у отечественных машин. Карбюраторы «Honda» имеют наружную регулировку уровня топлива. Производить вращение надо не торопясь, помня о том, что на XX расход топлива незначителен.
Когда машину трясёт, потому что «бедная» смесь, надо с помощью медицинского шприца набрать бензина и добавить его в первичную камеру карбюратора на холостом ходу. Если двигатель начинает нормально работать, значит, есть дополнительный подсос воздуха. На отдельных двигателях можно нормализовать смесь, если винт регулировки топливной смеси на XX отвинтить и завинтить вновь. Если повернуть винт, регулирующий объём топлива, то можно устранить маленький подсос воздуха, а увеличившиеся обороты XX снизить при помощи упорного винта дроссельной заслонки.
Когда после добавления небольшого количества бензина в карбюратор происходит нормализация работы двигателя на некоторое время, а потом вновь начинается «тряска» - значит «бедное» топливо, как правило, из-за подсоса излишнего воздуха. Используйте пассатижи - «утконосы» для прожатия трубок, причём всех. Таким образом, можно найти неисправность, отследив, куда ведёт трубка, и заглушив её. Достаточно часто бывает, что рвутся диафрагмы, к которым они подсоединены, потому и возникает подсос лишнего воздуха. Бывает, что загрязнен клапан вентиляции картера, который надо очистить. Он располагается на впускном коллекторе («Honda» и «Nissan»), а так же на клапанной крышке. Возможен подсос воздуха между пластмассовой проставкой и карбюратором через разъем между ними, который устраняется шприцом с бензином. Исполнительный клапан системы дожига (EGR) - одна из причин потряхивания двигателя при холостом ходе. Это простой серводвигатель, который работает от вакуума. Важно, чтобы на XX он был в закрытом положении, иначе выхлопные газы ухудшают топливо, что и приводит к тряске. Иногда наблюдается частичное попадание выхлопных газов во впускной коллектор при отдельных режимах работы двигателя. Обычно снимается исполнительный механизм и заменяется прокладкой из паронита, что прекращает тряску двигателя. В основном, клапан EGR начинает «травить», когда избыточно давление впускного коллектора, которое бывает при загрязнении выхлопной трубы по причине разрушения катализатора. У японских двигателей катализаторы изготовлены из керамики, что облегчает работу во время демонтажа, достаточно при помощи молотка и отвёртки выбить части выпускной системы.
Как правило, современные автомобили имеют 2 катализатора, один из которых находится в коллекторе или в приемной трубе. Второй расположен перед датчиком температуры выхлопных газов, в резонаторе. Потряхивание двигателя на малых оборотах возможно, если система зажигания неправильно работает. Необходимо осмотреть зазор контактов, а так же радиальный люфт валика в трамблере. На нём крепится кулачок, служащий для замыкания и размыкания при вращении. Если вы увидели, что люфт большой, надо провести замер зазора в контактах, поворачивая валик вперёд и назад. Если увидели, что где-то образовывается большой зазор, значит надо снять трамблер и разобрать его для замены бронзовой втулки, которую можно заказать у токаря. Также надо заменить свечи зажигания.
Не следует покупать дешёвых свеч, поскольку они, в основном, не качественные. Это касается, например, российских свеч А17ДВ-10, которые выходят из строя через месяц. Покупая свечи, какой бы то ни было фирмы, всегда проверяйте наличие штрих-кода. Когда видите, что на упаковке есть надпись для автомобиля Mazda, то знайте, что у этой марки машины есть двигатели форсированные и малофорсированные, и одинаковые свечи на них стоять не могут. Значит, вы наткнулись на подделку, тем паче, что ни одна японская фирма - производитель автомобилей не выпускает свечей для своих авто. Также на упаковке настоящей компании по производству свечей есть гарантия и адрес, и ещё бланк для рекламаций.
Уделите внимание проверке разницы сопротивления 2-х высоковольтных проводов, которое должно быть 5+-1 ком. Если оно больше, их надо менять. У японских машин причиной, по которой их начинает трясти, может стать крышка трамблера, изготовленная из полиэтилена. На ней могут образоваться трещины. Клеить их бесполезно, можно попытаться заварить при помощи паяльника, что может увенчаться успехом. Трещины могу появиться по причине плохой работы высоковольтных проводов, а также свечей зажигания. Когда на машине имеется тахометр и машину «трясёт», стрелка тахометра начинает дёргаться раньше, чем снизятся обороты.
Многие современные двигатели оснащены бесконтактными системами зажигания, а последние - трамблерами без механизма вакуумного опережения зажигания и центробежного автомата опережения угла зажигания. У них есть датчики - маленькие катушечки. Но и здесь есть проблемы. Разрушению подвергнуты валик и регулировочные металлические шайбы, при этом появляется металлическая пыль. Она накапливается в зазоре датчика, и он сигнализирует на компьютер о неисправности, двигатель начинает «трясти». Проверьте крышку трамблера на наличие пыли, похожей на грязь, и если она присутствует, то удалите её с помощью сжатого воздуха, предварительно сняв тахометр, а также смажьте его.
У двигателей, имеющих гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, причиной потряхивания двигателя на малых оборотах может стать износ распредвала, головок компенсаторов, роккеров. Ускоренному износу содействует плохая работа системы смазки. Во время износа распредвала, головок гидрокомпенсаторов и роккеров, плунжер гидрокомпенсатора сходит с «рабочей точки» и не работает так, как положено. Его работа – стоять на месте в то время, когда набегает кулачок распредвала. А также подбирать зазор между роккером и клапаном при развороте кулачка. Тогда клапан, которым управляет роккер, не закрывается до конца, что препятствует возникновению вспышки. Цилиндр в не рабочем состоянии.
Иногда случается, что по причине грязного масла машины, компрессор может срабатывать и не срабатывать. Это вызывает состояние, когда двигатель «троит» каждый раз в другом цилиндре. Сняв клапанную крышку, можно увидеть выработку по распредвалу, которая сразу видна на тыльной части кулачков. Здесь уже требуется замена распредвала. Несмотря на то, что он исправный, высота кулачков стала меньше, что выводит из строя компенсаторы.
При двигателе с электронным впрыском, его может потряхивать на малых оборотах по причине грязной сетки на инжекторе, что случается не часто. Такой дефект говорит о том, что разорван фильтр тонкой очистки топлива сжатым воздухом, который идёт от компрессора. Сняв и осмотрев инжекторы, надо обдуть их сжатым воздухом. Можно попробовать продуть инжектор ртом, натянув на него резиновую трубку с бензином. Установка инжектора не сложна, но надо смазать «литолом» его резиновые торики во избежание повреждения. Любые резиновые изделия машины перед монтажом необходимо смазывать.
На холостом ходу двигатель с впрыском трясёт, если давление в магистрали менее 2 кг/см². Давление снижается по двум причинам - засорение топливных фильтров, или из-за большого износа бензонасоса. В первом случае – автомобиль дёргается при больших оборотах двигателя. Во втором - не развивает обороты, что не создает необходимого давления топлива в двигателе.