Лето - это горячая пора отпусков, путешествий и просто отдыха. В этот период на дорогах всей страны увеличивается количество автобусов, автомобилей, которые осуществляют перевозки небольших групп детей или людей на курорт, при этом преодолевая сотни километров. Прекрасно, если дорога к месту отдыха проходит без проблем. А во время очень длинной поездки может появиться утомленность, которая, быть может, станет одной из причин аварийной ситуаций на дороге. Поэтому в данной статье мы хотели бы вас познакомить с режимом труда и отдыха за рулем у любого водителя.
Усталый водитель - это опасный водитель. С подобным утверждениями согласится любой здравомыслящий участник дорожного движения. Чрезмерная усталость вызывает сонливость, а она по своему влиянию на сознание человека чем-то напоминает состояние наркотического или алкогольного опьянения: снижает способность рассуждать здраво, замедляет реакцию и даже может вызвать агрессию без какой-либо на это причины. Сонливость может заставить водителя допускать те же ошибки, которые бы он совершал под влиянием алкоголя или наркотиков, а ведь они могут привести к очень серьезным последствиям.
На протяжении всей трудовой деятельности на водителей воздействует большой спектр вредных факторов: инфразвук и шум в салоне, наличие токсичных веществ в кабинах, вибрация рабочего места, а самым тяжелым из всех этих факторов является – нервно-эмоциональное напряжение. Каждый водитель постоянно несет ответственность за сохранность груза и безопасность участников транспортного процесса и движется в огромном информационном потоке.
На международном и национальном уровнях всегда придавалось большое значение режиму труда и отдыха водителей. Как утверждает приказ Министерства транспорта России «нормальная и преимущественная продолжительность рабочего времени водителей автомобилей не может быть больше чем 40 часов за неделю»
В положении регламентируется продолжительность смены (работы) ежедневно в зависимости от рабочих норм (шести или пятидневной недели), продолжительность междусменного (ежедневного) отдыха, а также в нем установлено продолжительность и время перерыва для отдыха водителя и приема пищи. В положении оговариваются праздничные дни и работы в выходные.
Нормы времени отдыха и рабочего времени являются превалирующими в отношении норм, которые регулируют эксплуатационную деятельность и учитывают при разработке графиков и расписаний движение автомобилей. Их надо постоянно учитывать в составлении любых графиков работы, которые связаны с управление автомобильным транспортом. В зависимости от рода перевозок нормы могут слегка отличаться.
Безусловно, на дальних рейсах режим труда водителей несколько нарушается. Это объясняется желанием водителей больше заработать и коммерциализацией перевозок в короткие сроки. Поэтому, в «Положении о времени отдыха водителей и особенностях режима рабочего времени» отдых водителей и рабочее время, осуществляющих международные и междугородние перевозки, оговаривается в отдельном порядке.
Что может повлиять на состояние водителя за рулем?
На состояние водителя автомобиля влияет время суток, возраст и расписание работы. Как не странно, но большинство аварий, которые вызваны сонливостью, происходит в дневное время суток на участках дорог с сильной интенсивностью движения автотранспорта. Ночные ДТП чаще всего случаются на скоростных трассах и характеризуются намного более серьезными последствиями.
Лекарства против простуды и аллергии.
Несмотря на большое количество оговорок и исследований, многие водители авто до сих пор не думают над тем, что всем знакомые медицинские препараты против простуды и аллергии, отпускаемые без рецепта, не редко вызывают сонливость.
Что нужно делать, чтобы избегать опасности?
Чтобы избежать той опасности, которую может таить в себе усталость, следуйте нашим советам и отдыхайте в случаях, если заметите в своем поведении следующее:
- Поздно реагируете на дорожные знаки или не придерживаетесь дистанции;
- Прикладываете усилия, чтобы голова держалась прямо, а глаза были открыты.
- Постоянно зеваете;
- Ваши мысли бессвязные и беспорядочные;
- Съезжаете со своей полосы неожиданно для самого себя.
- Не получается вспомнить последние несколько километров дороги.
10 способов против сна за рулем.
1. Как только почувствуете сонливость, сразу останавливайтесь. Выпейте кофе или энергетик.
2. Кофеин всосется в кровь на тридцать минут. Этого достаточно чтобы вы отдохнули.
3. Перед поездкой в темное время суток необходимо поспать около шести часов - больше, естественно, еще лучше.
4. После рабочего дня не стоит планироваться ночную поездку.
5. Старайтесь находиться в дороге в то время, в которое вы обычно не спите. Не стоит забывать, что на ночлег без труда можно остановиться в мотеле (гостинице).
6. В "сонные" периоды дня будьте предельно внимательнее. К ним ученые относит послеобеденное время, а также час от 16 до 17 часов, в это время в организме любого человека возникает спад энергии. Если чувствуете, что ваше внимание снижается, надо ненадолго остановиться и отдохнуть.
7. В дороге лучше употреблять белковую еду, чем углеводную.
8. Стоит избегать приема препаратов, которые вызывают сонливость. Если вы постоянно принимаете снотворное, надо отложить прием до начала отдыха.
9. В случае предстоящей дальней дороги, лучше чтобы на переднем пассажирском кресле сидел друг, который будет подбадривать вас разговором.
10. Лучше всего устраивать небольшой перерыв каждые пару часов или через каждые 200 километров, пусть даже вам не надо обедать или заправляться. Выйдите из авто, разомните тело, особенно плечи и шею, глубоко подышите. Старайтесь ехать не более чем 700 км в день.
Быть может, прочитав данные советы и соблюдая режим труда и отдыха за рулем, водители будут более щепетильно относиться к себе, а этим можно обезопасить не только свою, но и жизнь других представителей дорожного движения.