Тормозная система автомобиля включает в себя значительное количество деталей, требующих периодического ремонта или даже замены. Вы нажали на тормоз и вдруг услышали непонятный шум? Это, без сомнения, признак того, что тормозные колодки вашего «железного коня» решили напомнить о себе. В данной публикации речь пойдет про признаки износа тормозных колодок.
Шум может быть разного происхождения. Если автомобиль длительное время находился в простое, то после выезда со стоянки и первых нескольких торможений поверхности тормозных дисков освободятся от коррозии, и, в данной ситуации, звук, появившийся при первом торможении, может считаться относительно безопасным.
Гораздо больше должен вас насторожить следующий признак: писк тормозов – этот звук издает пластина, специально приклепанная к тормозной колодке, чтобы цепляться за тормозной диск, что приводит к возникновению неприятного звука, предупреждающего водителя об износе фрикционной накладки, что подтверждает необходимость замены колодки, поскольку ее толщина стала предельной.
Услышали писк – это признак износа тормозных колодок, их необходимо поменять. Если будете медлить, то услышите шум, напоминающий звук трения металла о металл. Это показывает, что полное стирание фрикционной накладки привело к трению непосредственно самой колодки о тормозной диск или барабан. В этом случае на поверхности сопряженной детали образуется круговой задир.
О сроке износа тормозных колодок.
Главная проблема всех деталей, работа которых основана на трении – это скорый износ, и, следовательно, колодки можно считать расходными материалами. Предсказать точный срок износа тормозных колодок невозможно, поскольку на долговечность и продолжительность их «жизни» может влиять множество разных причин.
Очень важное влияние на процесс износа тормозных колодок оказывает место эксплуатации автомобиля. В городе они приходят в негодность быстрее из-за более частого торможения. Если же машина используется по большей части для дальних поездок и тормозить приходится не так часто, то сохранность колодок на порядок выше. Если все прочие условия равны, то доказано, что меньше служат колодки у автомобилей с деятельными и активными водителями.
Безусловно, что срок службы зависит и от технологии изготовления колодок – ингредиентов, входящих в состав фрикционных накладок и способов прессования этих накладок.
Ведущие производители используют метод горячего прессования, поскольку при такой технологии накладки имеют более высокие эксплуатационные характеристики. Такими колодками предприятия снабжают и заводы по сборке автомобилей, и сервисные центры для обслуживания парка уже выпущенных машин. Технология холодного прессования отличается простотой и дешевизной. Ее применяют предприятия, нацеленные исключительно на выпуск запчастей, и старающиеся привлечь покупателя низкими ценами.
Каждый производитель имеет свой рецепт изготовления фрикционных накладок. Нетрудно догадаться, что технология прессования - не единственный фактор, влияющий на стоимость и срок службы накладок. Большое значение при этом имеет состав ингредиентов, применяющихся при ее изготовлении и их соотношение. Опять таки, по опыту можно сделать вывод о прямой взаимосвязи между ценой и качеством.
Силы между задними и передними тормозами соотносятся в примерной пропорции 30:70, поэтому задние тормозные колодки обычно служат в 2-3 раза дольше передних. Это обусловлено настройкой тормозной системы автомобиля. Искусственно уменьшают силы, которые действуют в задних тормозных механизмах, чтобы не допустить блокировки задних колес, разгружающихся при торможении.
Теперь о техническом состоянии механизмов торможения. Это, в первую очередь, важно для подержанных авто. Стремительный износ тормозных колодок грозит в случаях подклинивания цилиндров тормозных суппортов, при работе накладок по покоробленным поверхностям сопряженных деталей или при наличии на этих поверхностях кругового задира.
Проблемы с барабаном.
Детали, сопряженные с тормозными колодками, так же подвержены износу. На срок их службы оказывают влияние привычки водителя, условия эксплуатации, технологические и другие факторы. Рабочие поверхности барабанов и дисков гораздо более стойкие, чем поверхности фрикционных накладок, поэтому способны выдержать минимально две-три смены колодок. Быстрый износ дисков говорит о том, что детали трущейся пары не соответствуют друг другу. Чтобы обойти эту проблему, рекомендуется приобретать все детали тормозной системы от одного производителя.
На изношенной рабочей поверхности обычно появляются буртики и глубокие рифления. Прямолинейности диски лишаются по причине быстрого износа на периферии. При долговременном пользовании тормозами возникает перегрев диска, и тогда может возникнуть его коробление, а движение по лужам с перегретыми тормозами только способствует этому. При короблении торможение сопровождается вибрацией рулевого колеса, толчками на педали тормоза.
Поверхности можно проточить, если это позволит остаточная толщина диска или стенки барабана, в ином случае диск подлежит замене. Такие понятия, как прочность и минимальная толщина, совершенно несовместимы, и несовместимость эта чревата фатальными последствиями.
Всегда помните, что исправная тормозная система – это гарантия безопасности не только вашего автомобиля и ваша, но и всех остальных участников дорожного движения. Пренебрежение безопасностью – это сумасбродство и преступное недомыслие.