В брошюре, называемой «Руководство по техническому обслуживанию и ремонту авто», говорится, что замена масла в автоматической КПП производится через каждые 60 000 км. В данной публикации рассмотрим для чего, зачем и как это делается.
Технари — серьезные люди, как и сама техника, которой они занимаются. Работая с техникой, нельзя допускать неточности и ошибки. Техника любит точность во всем, язык и терминология исключением не являются. Например, если сказано «развести шведик», то надо именно разводить. А если написано «вентиль шабрить», разумеется, именно «шабрить» и нужно.
Терминология.
Это далеко не случайность, что разговор зашел именно о ней. Ведь со стороны терминологии наша фраза из «Руководства» слегка не «дотягивает». Выглядит, извините, как техническая «феня».
А все потому, что в автомат КПП заливается далеко не масло, а жидкость, разработанная специально для автоматических трансмиссий, о чем свидетельствует аббревиатура ATF, которая обязательно должна присутствовать на упаковке этого продукта.
Поначалу не понятна разница между жидкостью и маслом. На самом деле, разница очень большая. В технике маслом называют вещество, которое используется для смазки трущихся поверхностей механизмов и деталей. Жидкость, которая заливается в автомат КПП, исполняет массу других функций, которые маслу не под силу. Работает она в условиях, которые запредельны для трансмиссионных и моторных масел. Говорить будем именно об этом.
Для чего?
Самое главное отличие автомат КПП от механической коробки - это то, что когда автомобиль движется, отсутствует жесткая связь между первичным валом АКПП и коленчатым валом двигателя. Функция сцепления лежит здесь на известном нам устройстве - гидродинамический трансформатор (ГДТ). Он выполняет передачу крутящего момента от коробки к двигателю. ATF является здесь рабочим телом, главным действующим лицом.
Кроме того, для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений и для включения нужной передачи так же используется ATF.
Механизмы и узлы автомат КПП во время работы испытывают большие тепловые нагрузки. В момент переключения передачи температура на поверхности фрикционов может достигнуть, 300-400° С. Гидротрансформатор интенсивно нагревается. При езде в максимально возможном режиме он может нагреваться до 150° С.
Функция отвода тепла от АКПП и вывода его в атмосферу так же возложена на трансмиссионную жидкость.
Более того, трансмиссионная жидкость должна обеспечить смазку подшипников, шестеренных механизмов и других деталей, которые подвержены трению и появлению задиров, все это она должна делать, не окисляясь и не вспениваясь при высоких температурах. Для обеспечения всего этого жидкость содержит большой комплекс присадок. Естественно, что все свои полезные свойства ATF должна проявлять в полном объеме допустимых рабочих температур: от -40 до +150° C.
Почему необходима периодическая замена масла в автоматической КПП?
Создавая эту жидкость, химики-технологи постарались на славу, но, к сожалению, пока не смогли добиться такого ресурса ее работы, дабы при использовании автомобиля о существовании ATF можно было бы не вспоминать.
У этого есть несколько причин.
Первая причина заключается в том, что как бы ни была герметична АКПП, количество жидкости при эксплуатации уменьшается из-за ее испарения через вентиляционную систему полостей автомат КПП, обеспеченную клапаном – «сапуном». Из-за этого при прохождении технического обслуживания трансмиссионную жидкость нужно доливать до необходимого уровня.
Выполняется данная процедура легко, в случае если у коробки имеется трубка со щупом для контроля уровня жидкости. Некоторые нынешние АКПП щупом не оборудованы. В основном, это касается европейских производителей, которые настойчиво стараются отстранить неграмотного автолюбителя (видимо у них таких много) от обслуживания личных авто.
Вторая причина кроется в том, что физико-химические свойства, которые необходимы для полной функциональности жидкости, при длительной эксплуатации теряются. Из-за того, что легкие фракции испаряются, увеличивается вязкость жидкости выше допустимой нормы. Также присадки вырабатывают свой ресурс.
В нормально работающей АКПП, трансмиссионная жидкость должна оставаться чистой во время всего срока службы. Допустимо только легкое потемнение ATF.
Если ATF со специфическим запахом гари и имеет грязный черный цвет – это сигнал того, что автомат КПП нуждается в серьезном ремонте, а не только в замене жидкости.
Рекомендации специалистов, по замене масла в автомат КПП следующие: при эксплуатации автомобиля в обычном режиме замена должна производиться после пробега в 50-70 тыс. км, при езде очень интенсивной замена должна производиться через 30-40 тыс. км. Примите во внимание, что замена жидкости должна производиться, не исходя из ее цвета, а исключительно по величине пробега автомобиля. Исключением является неисправная АКПП.
Что брать?
Обычно марка жидкости, рекомендуемая для конкретного автомобиля, указана в его "Руководстве по ремонту и техническому обслуживанию". В случае если данная информация неизвестна, нужно помнить о следующем.
Если не брать во внимание множество торговых марок, нужная жидкость на упаковке имеет аббревиатуру ATF. Чаще других, можно встретить марку ATF – Dexron (как правило, с римскими цифрами I, II или III). Цифры показывают качество жидкости и тип автоматической коробки, в которой она используется, чем она выше, тем современнее АКПП и выше качество жидкости. В подавляющем большинстве масла для автомат КПП имеют красный цвет и изготавливаются на минеральной основе. Как правило, все они совместимы друг с другом.
Самые оригинальные производители - это французы, они для некоторых своих автомобилей производят ATF зеленого и желтого цветов. Не рекомендуется смешивать такие жидкости с жидкостями привычного для нас красного цвета, последствия подобных опытов могут быть не очень хорошие.
Не так давно в продаже появились масла для автомат КПП на синтетической основе. Согласно технической документации, жидкость на синтетической основе обеспечивает увеличенный срок эксплуатации, стабильную работу при высоких температурах и хорошую текучесть при температурах до -48° C. Синтетическая ATF полностью совместима с минеральными трансмиссионными жидкостями (чего нельзя сказать о синтетическом моторном масле).
Применять такую жидкость без надобности нет смысла. Тут, как говорится, все в наших руках. Но в случаях, когда в «Руководстве по обслуживанию» сказано, что необходимо применять синтетику, то вариантов здесь нет, придется покупать именно ее.
В зависимости от типа автомат КПП, в нее может заливаться от 17 до 15 литров масла. Это совершенно не значит, что придется покупать такое огромное количество трансмиссионной жидкости. Процесс замены масла в автомат КПП имеет принципиальные отличия от процесса замены моторного масла в двигателе автомобиля.
Причина кроется в следующем. При замене ATF вам удастся слить не больше половины. От вас здесь мало что зависит, таковы особенности конструкции АКПП. Замена масла в полном объеме становится возможной, только если разобрать коробку - автомат полностью. Перед отправлением в магазин необходимо внимательное изучение технической документации. Бывает, что указывают полный объем ATF, бывает, объем подлежащий замене. Также необходимо позаботиться о покупке нового фильтра.
Замена масла в автоматической КПП.
Слив трансмиссионной жидкости надо производить из прогретой автомат КПП, поэтому перед началом этой процедуры нужно проехать на автомобиле пару десятков километров.
Примите меры предосторожности: жидкость может быть очень горячей. Обычно в коробке имеется специальная сливная пробка, но в некоторых случаях ее может не быть. Скорее всего, это сделано специально, чтобы слить, придется открутить поддон. После того, как поддон откручен, мы видим фильтр, естественно, его тоже меняем.
Иногда в конструкции автомат КПП имеется возможность сливать масло не только из поддона, но и через резьбовую заглушку гидротрансформатора.
После того, как сняли поддон, не торопитесь его промывать. Убедитесь, что он без посторонних отложений, говорящих об износе деталей автомат КПП. Возможно, небольшое количество металлической пыли в углу поддона, где находится улавливающий магнит.
В некоторых типах АКПП, открутив поддон, вы не найдете фильтра. Это не является поводом для беспокойства – бывает и такое.
Устанавливая новый фильтр, установите все уплотнительные кольца и прокладки, идущие с ним в комплекте.
Когда необходимое количество масла заправлено, селектор режимов автомат КПП устанавливается в положение, требуемое для проверки уровня жидкости, проверять его надо при работающем двигателе.
Немного проехав на автомобиле, измерение повторяют и при необходимости жидкость доливают. Также убедитесь, что в поддоне отсутствует течь.