Даже кузов здесь играет меньшую роль. Каркас для каждого автомобиля индивидуален. Обычно он состоит из набора конструкций и труб. Трубы скрепляются между собой сваркой и крепятся в определенных местах к кузову машины. Как правило, каркас крепиться на машину без демонтажа.
Каркасы различаются по сложностям конструкции и по самой конструкции. По конструкции их различают на неразборные и съемные. Разборные каркасы жесткости – это когда клетка крепиться к порогу и полу. А не разборный (вваренные), как правило, сложные по конструкции, связаны с силовой частью кузова. Такие каркасы применяются только при индивидуальном тюнинге. Так же каркасы подразделяются для двух или четырех дверных автомобилей. При установке на четырех дверную пятиместную машину такого каркаса безопасности, она превращается в двух местную, так как места пассажирских сидений позади водителя отдаются под сплетения каркаса. Материалом под каркас чаще всего становится алюминий, размер труб которых составляет 45х2,5; 40х2,0 см. Трубы, как правило, окрашивают в яркие цвета.
Перед тем как приступить к изготовлению каркаса, Вы должны определиться на какой автомобиль Вы будете ставить, и какой каркас Вы предпочтете. Наиболее удобными моделями являются: VW Golf , ВАЗ 21083, Honda Civic, Mitsubishi Colt и др.
Многие не знают, как правильно сделать каркас безопасности в автомобиле, чтобы он был по настоящему прочным и надежным. Для начала желательно изготовить макет кузова, например из пластилина. Это поможет правильно согласовать элементы кузова. Есть несколько способов изготовления макета кузова. Лучше всего сделать макет в натуральную величину из пластилина или гипса, что бы наглядно видеть все аспекты установки каркаса. Изготовив макет кузова в натуральную величину, следует по своим чертежам разработать модель каркаса. Теперь нужно в натуральную величину изготовить каркас на реальную машину. Соответственно выдержав размеры.
Если Вы изготавливаете макет из дерева или фанеры, каркас можно сразу изготавливать из металлических труб в натуральную величину. Сложные изогнутые детали нужно изготавливать из нескольких составных частей. Для каркаса желательно применять трубы с толстыми стенками. Наилучшем подходящим материалом является алюминий. В этом случае вместо сварки, трубы сплющиваются и крепятся болтами и клепками. Так же можно соединить трубы с помощью стального стержня, на которых их надеть, а затем стянуть болтами. Каркасу не обязательно повторять очертания кузова. Большие возможности для конструирования дают трубы не круглого сечения. Возможны так же совместное применение материалов.
При создание кузова нужно определить какое количество будет дверей и как они будут открываться. Для удобства на некоторых моделях автомобиля можно сделать двери, которые будут открываться наверх.
Каркас можно условно разделить на распорки. Передние распорки – это один из самых распространенных видов укрепления кузова. Плюсами такого вида распорок являются простота, дешевизна, а также увеличение жесткости автомобиля в передней его части. Предназначение таких распорок – снижение деформации чашек кузова при повороте автомобиля. Если конструкция таких распорок сбалансирована, скорее, всего, результат работы будет не заметен.
Не рекомендуется устанавливать такие распорки на автомобили ВАЗ. Обычная простая распорка работает только на сжатие, но при добавлении дополнительного элемента – косынки, но можно заставить работать и на кручение. Косынками усиливают места арок колес, стойки подвески и ребра жесткости.
Так же к дополнительным элементам распорок можно отнести и «штанги». Штанга – это отдельное подвижное крепление, которое соединяет двигатель автомобиля и распорку. Предназначена же она для уменьшения перемещения двигателя при резких движениях. Работает штанга при резких поворотах и стартах.
Нижняя распорка предназначена для уменьшения перемещения рычага кронштейна передней подвески, уменьшения напряжения, причем забирая некоторую часть нагрузки на себя. В итоге улучшается управляемость, устойчивость на дороге, увеличивает срок службы кузова. Установка нижней распорки – это достаточно трудоемкий процесс.
Задняя распорка предназначена для уменьшения перемещения задних стаканов крепления и увеличивает жесткость кузова. Но такой вид распорки эффективен, если она прикреплена к задним элементам кузова. Распорка довольно легко устанавливается и демонтируется. Минусом является то, что распорка занимает много места. Если на автомобиле уже установлена боковая подвеска, то лучше будет не устанавливать задние или передние распорки.
Так же помимо распорок, для увеличения жесткости, можно увеличить сварные швы, усилить динамики, поставить стабилизаторы и поперечники.
Увеличивать сварочные швы нужно для укрепления корпуса, так как при сварке кузова остаются определенные промежутки. Увеличение сварочного шва позволит увеличить жесткость кузова, но это зачастую бывает сделать очень трудно потому, что отсутствуют специальные инструменты и сварочные аппараты которыми пользуются на конвейере. Если уж и увеличивать сварочные швы, то нужно прибегать к помощи очень квалифицированных специалистов. Та же можно приварить к наиболее слабым участкам кузова дополнительные элементы для увеличения жесткости.
Стабилизаторы и поперечины присутствуют в стойке и так же влияют на управляемость. Варианты по их усовершенствованию не много. Замена или усиление. Минусами являются появление шума и повышенная чувствительность. Плюсами – жесткость и улучшенная управляемость.
Подрамники несколько похожи на стабилизаторы и поперечники, но разница в масштабах установки. Можно изменить геометрию, увеличить колею, следствием чего станет повышенная управляемость и устойчивость.
Итак, мы рассмотрели, как правильно делать каркас безопасности в автомобиле. При желании, можно установить каркас жесткости на автомобиль, но это требует определенных затрат и полную переделку своей машины.