На текущий момент все производители автомобилей уделяют пристальное внимание лампам головного света. Лампы для автомобилей используют не только по прямому назначению - в некоторых случаях они выполняют декоративную роль, придавая дизайну транспортного средства индивидуальный вид. На текущий момент можно выделить несколько наиболее распространенных типов ламп для автомобиля: лампы накаливания, галогенные лампы, ксеноновые и светодиодные. Рассмотрим плюсы и минусы различных типов ламп для автомобиля.
Лампы накаливания
Они являются наиболее простыми и надёжными в эксплуатации среди всех приборов автомобильного освещения. Лампы накаливания – классика в автомобилестроении. Электрические лампочки в прошлом веке пришли на смену пропановым фонарям, которые ранее устанавливались на транспортные средства. На тот момент они явили собой настоящий прорыв в области автомобильного производства. Современный вид и конструктивные особенности лампы накаливания приобрели не ранее чем сорок лет назад. С той поры они не претерпели кардинальных изменений. Конструктивными особенностями ламп накаливания является то, что они внутри заполняются инертным газом, имеют герметичную колбу, в которой находится вольфрамовая нить.
Очень часто используются в автомобильном электрическом оборудовании «двухконтактные лампы», в которые устанавливались две вольфрамовые нити вместо одной. Одна из них использовалась для ближнего света, другая нить - для дальнего. Кроме этой конструкции в данных лампах накаливания могут применять не два, а три электрода. Из них два выводились непосредственно к контактам проводки, а один присоединялся к массе. Следует отметить, что современные лампы накаливания в большинстве своём имеют экран, являющий собой зеркальное непрозрачное напыление, располагающееся на внутренней стороне колбы. Взаимодействуя с рассеивателем и отражателем прибора света автомобиля, оно смещает пучок света право и вниз, что соответствует современным европейским требованиям в области автомобилестроения. В первую очередь это препятствует ослеплению водителей транспортных средств, которые двигаются во встречном направлении.
Самым важным плюсом этих типов ламп для автомобиля является их невысокая стоимость. Но минусов гораздо больше. На сегодня лампы накаливания не соответствуют современным требованиям в области освещения для автомобилей. Они имеют очень низкую световую отдачу света на одну единицу потребляемой энергии. Ведь преимущественная часть энергии используется на нагрев светотехнического прибора, а не на освещение. В связи с этим с течением времени уменьшается прозрачность стекла лампы, вызывается помутнение рассеивателя и отражателя.
Лампы галогенные
Они представляют собой усовершенствованную версию обыкновенных ламп накаливания. И имеют гораздо больше плюсов - при сохранении общих конструктивных особенностей галогенные лампы имеют принципиальное отличие в виде внутреннего содержимого. В большинстве случаев вместе с инертным газом в тугоплавкую колбу из стекла под определённым давлением добавляют определённые химические компоненты, которые называются галогены. Как правило, это пары йода или брома. Данное нововведение позволило в разы увеличить температуру вольфрамовой нити накаливания, что позволило повысить световую отдачу. Ведь у простых ламп она составляет 15 лм/Вт, в то время как для галогенных ламп данный показатель равен 25 лм/Вт, что выше на шестьдесят процентов. Кроме этого спектр галогенных ламп наиболее приближён к дневному свету. Это позволяет при изготовлении данных ламп напылять на колбы из стекла различные цветовые решения. В результате этого «галогенки» изготавливаются с самыми разнообразными цветовыми оттенками. Кроме этого в сравнении с лампами накаливания у них значительно увеличился ресурс эксплуатации. Это связано с тем, что вольфрам в процессе горения испаряется и, вступая в контакт с парами галогена, после этого распадается так, что большая часть вольфрама снова адсорбируется на поверхности спирали.
Но, не смотря на ряд положительных достоинств, «галогенка» имеет также и общепризнанные минусы. С увеличением общей температуры нагревания вольфрамовой нити и повышением световой отдачи привело в конечном итоге к тому, что увеличилась температура в самой фаре. Этот факт крайне неблагоприятно сказывается на эффективности работы рассеивателя и отражателя. Всё это ставит нормальную работу галогенной лампы в прямую зависимость от качества изготовления. В целом плюсы и минусы галогенных ламп уравновешивают друг друга.
Лампы ксеноновые
На современные автомобили производители предпочитают устанавливать ксеноновые фары. Они представляют современный кардинально новый источник освещения. Основной принцип работы ксеноновой фары основан на том, что свет образуется не простым накаливанием вольфрамовой нити, а с помощью электрического разряда между электродами. Ксеноновые лампы специалисты ещё называют газоразрядными. Непосредственно сама лампа по особенностям конструкции представляет собой стеклянную колбу, которая наполнена инертным газом, включающим в себя ксенон. Кроме этого в этой колбе находятся два электрода, которые не связаны между собой.
К бортовой системе данная лампа подключается при помощи контролера для получения между электродами электрического тока. Для того, чтобы разделить получаемый световой поток на ближний или дальний свет, ксеноновые лампы оборудуются специальным подвижным экраном. Немаловажным преимуществом подобных ламп является то, что они не оборудуются сгораемыми вольфрамовыми спиралями. Это позволило значительно увеличить срок их использования в сравнении с вышеуказанными лампами накаливания и «галогенками». К минусам данных ламп можно отнести сложное устройство и высокую стоимость.
Недавно появились светодиодные лампы. Они более экономичны, долговечны и… дороги. Светодиодные лампы еще не стали массовым продуктом и их анализ проводить еще рано. Зная о плюсах и минусах различных типов ламп для автомобиля, вы сможете подобрать оптимальный вариант.