Положа руку на грудь приходится признать, что большинство водителей не всегда следуют букве закона – ПДД. Иногда нарушения правил происходят случайно, или даже не по вине водителя. А некоторые водители считают своим долгом что-нибудь нарушить. Поэтому среди автовладельцев курсируют вопросы, слухи и небылицы об автоматической системе фиксации нарушений. Попробуем разобраться, что это за система такая и ответить на самые популярные вопросы.
Может ли работающая система фиксации быть обнаружена автомобильным радар-детектором?
Водители привыкли, что «антирадары» засекают ручной фиксатор работников ДПС за километр до «приятной» встречи и успевают принять меры. Радар-детектор также может предупредить о работающей автоматической системе. Но это нарушителя не спасет. Проблема в том, что у камер автоматической системы фиксации излучатели работают под углом к дороге. Поэтому радар-детектор их засекает слишком поздно – за 10-20 метров до фоторадарных камер. Большинство лихих водителей не успевают снизить скорость до предписанной в ПДД.
Вероятность ошибок автоматической системой фиксации
Всем свойственно ошибаться. Даже «умной» технике. Но процент ошибок очень низкий. Например, погрешность определения скорости составляет не более 2 км/час. И если водитель превысил скорость на величину погрешности, ему штраф выписываться не будет (а вдруг система ошиблась). Однако чем совершеннее система, тем меньше погрешность.
Многие водители не доверяют бездушной технике. Они опасаются, что система может ошибиться и не точно определить номер – выписать штраф невиновному. Практика показывает, что такие факты если и случаются, то по вине человека. Получается это следующим образом. Точность идентификации нарушителя автоматической системой составляет не менее 95%. Оставшиеся 5% не определяются по причине несоответствия номеров техническим нормам: если они изогнуты, залеплены грязью, висят под углом более 15 градусов, имеют стертые обозначения. Или из-за капризов погоды: сильный дождь, туман, снегопад. Также системе сложно определить номер, если автомобиль едет быстрее 150 км/час.
Однако радоваться и придумывать лазейки лихачам преждевременно. Если компьютер хоть на мгновение сомневается в точности идентификации, фотография отправляется человеку-оператору. Оператор по присланным на сервер фотографиям определяет номер нарушителя и выписывает штраф. Может ли работник ошибиться? Теоретически – да. Но следует учесть, что фотофиксация выполняет несколько снимков автомобиля. Если на одном изображении какие-то знаки плохо различимы, то они могут быть видны на следующем снимке.
Конечно, никто не застрахован от недобросовестных работников или хакеров. Теоретически любую информацию можно «подправить». Однако на этот счет есть системы дублирования, архивации данных, защиты от стирания. Если системой (оператором) выписан штраф невиновному водителю, у того остается право обжаловать это решение в соответствующих органах. А при проверке будет легко определить правильный номер. Ведь информация остается.
Обрабатывает ли система иностранные и транзитные номера?
Транзитные номера располагаются за стеклом автомобиля. Они бликуют, соответственно - трудноразличимы для автоматической системы идентификации. Однако система отправляет фотографии операторам, у которых «под рукой» специальные программы по улучшению качества изображения.
Автоматическая система иностранные номера не обрабатывает и штрафы не выписывает. Пока нет межгосударственных нормативных документов, оговаривающих работу автоматических систем фиксации. Даже среди стран единого таможенного союза: Россией, Белоруссией и Казахстаном. Когда такие договоренности появятся, тогда форматы этих номеров подключат к системе. Однако иностранцев вправе штрафовать работники ГИБДД. Данные о нарушителе автоматически передаются на ближайший пост.
Засекает ли камера номер мотоциклиста?
Если фотофиксатор ориентирован по встречному направлению и фотографирует нарушителя только спереди, то номер мотоциклиста зафиксирован не будет. Если фотофиксатор ориентирован попутно и фотографирует заднюю часть, то мотоциклисту-нарушителю от штрафа не скрыться.
Может ли система работать в кооперации с другими силовыми органами?
Технически и программно систему фиксации можно подключить к любой базе данных: в том числе к налоговым органам, к судебным приставам, следственным органам и т. д. Однако в ближайшее время это не планируется (по крайней мере – официально). Вместо этого система вносит данные о нарушениях в архив. И можно на любого автовладельца составить досье нарушений. Или сузить круг «подозреваемых» по определенным параметрам.
Благодаря стационарным и передвижным автоматическим системам фиксации нарушений аварийная ситуация на участках их работы значительно снижается. В связи с этим в ближайшие годы количество автоматических систем будет заметно увеличено. Основная цель – создание в крупных городах сети автоматических систем фиксации, способных взять под контроль большинство оживленных улиц, перекрестков, аварийно опасных участков.