Понятно, что наши владельцы подержанных автомашин – люди очень и очень небогатые, а цена на покраску кузова в приличном салоне может приближаться к стоимости «копейки», не говоря уже о такой иностранной нынче машине, как «Запорожец». Поэтому единственным выходом для этих автовладельцев (а у нас в стране таких - миллионы) остается покраска автомобиля своими руками. Конечно, самому перекрасить авто с полным снятием салона — слишком уж трудоемко и просто физически тяжело в условиях собственного гаража, однако обновить кузов снаружи - не так уже и сложно.
В специализированных мастерских кузов перед покраской многократно моют, а затем при температуре в 90 градусов сушат в специальной камере. В условиях гаража можно воспользоваться промышленным феном (бытовой здесь бессилен), но в личном пользовании они встречаются не слишком часто, да и трудоемкость плюс качество операции заставляет предпочесть «сухие технологии». Однако в любом случае, вне зависимости от применяемой технологии, стоит помнить, что девять десятых времени и усилий у Вас займет подготовка к покраске поверхностей и только одну десятую – собственно покраска.
Первая обязательная подготовительная операция - снять слой старой краски. Для этого машину нужно вымыть и просушить, предварительно сняв с кузова лишние детали, которые не будут окрашиваться, а также – во избежание порчи - все резиновые уплотнители, прокладки и т. п. Желательно, для лучшей просушки, снять все двери, крылья, крышку багажника и капот. Да и красить их отдельно не в пример удобнее. Если это сделать по каким-либо причинам невозможно, то те детали, которые не подвергаются покраске, нужно защитить, покрыв их составом, к которому не прилипает краска (годится, например, и обычный вазелин, и специальная защитная паста), либо закрыв малярным скотчем или просто картоном. Снять эти покрытия можно лишь после полного высыхания самого последнего слоя краски. При попадании вазелина или защитной пасты на детали, предназначенные для покраски, их необходимо тщательно обезжирить.
Затем начинается собственно подготовка к покраске автомобиля своими руками. Очаги ржавчины очищаются до металла и покрываются слоем грунтовки. И только потом можно начинать удалять старую краску.
Обычно этот процесс делят на механический или химический, но это разделение достаточно условно – тут используют оба метода, вопрос только в их соотношении. Механическая очистка обычно используется при обработке сравнительно ровных поверхностей, которые чистят скребками, металлическими щетками, шкурками и т. п. Однако перед тем, как пустить в ход скребок и наждак, все-таки лучше обработать поверхность составом, размягчающим старое покрытие. Средства, полностью растворяющие старую краску, лучше всего применять при обработке сложных деталей и в труднодоступных местах автомобиля, не забывая, что они очень токсичны.
Для снятия старой краски состав, размягчающий прежнее покрытие, наносят кистью или шпателем на поверхности, предназначенные для покраски, и оставляют минут на 10–30, периодически пробуя шпателем для контроля процесса отслаивания старого покрытия. Шпателем же и снимают вздувшуюся краску. То, что шпатель снять не смог, зачищается шкуркой.
Нужно иметь в виду, что очищенный от старого покрытия автомобиль очень быстро ржавеет, и потому не стоит надолго оставлять его без новой краски.
Проявившиеся пятна ржавчины сначала зачищают крупнозернистой шкуркой, а потом смачиваются керосином или уайт-спиритом и шлифуются. Есть, конечно, и целая гамма средств для тех, кому лень возиться с наждаком и шкуркой - преобразователи ржавчины. Считается, что их применение заменяет удаление ржавчины механическим путем, и после обработки поверхность можно сразу грунтовать. В принципе это так, если, как говорится, Вам не интересен конечный результат. Ведь защитные свойства автомобильной краски, нанесенной поверх преобразователей ржавчины, заметно отличаются в худшую сторону от той, которую нанесли на пятно ржавчины, выведенное посредством шкурки.
Полностью сняв старое покрытие и убрав очаги коррозии, необходимо тщательно, не жалея уайт-спирита, обезжирить все предназначенные для окраски поверхности.
Имеющиеся неровности самого металла следует тщательно выровнять, поскольку они не только ухудшают внешний вид автомобиля, но и служат очагами будущего шелушения и обсыпания его покрытия, а также коррозии. Специалисты рекомендуют отрихтовать даже небольшие вмятины и бугорки, так сказать своими руками, не прибегая, по возможности, к шпатлевке. Ведь даже разнообразие типов автомобильных шпатлевок – эпоксидные, нитроцеллюлозные, алкидные и алкидно-стирольные шпатлевки на основе насыщенных полиэфиров – уже заставляет задуматься о том, что тут явно нет совершенства…
Несмотря на все заверения фирм-производителей, автошпатлевка всегда приводит к снижению защитных свойств лакокрасочного покрытия автомашин. Чаще всего покрытие на шпатлеванных местах просто растрескивается, особенно если слой шпатлевки хотя бы чуть-чуть толще рекомендованного, а добиться необходимой его толщины «в домашних условиях» чрезвычайно трудно.
После окончательного выравнивания всех поверхностей, нуждающихся в покраске, и наступает оставшаяся одна десятая по трудоемкости, но не по значению часть процесса – грунтовка и собственно покраска автомобиля.
Работы по подготовке автомобиля к покраске нужно проводить на открытом воздухе или в помещении с очень хорошей вентиляцией – все растворители токсичны, да и пыль, ржавчина и частицы старой краски для органов дыхания отнюдь не подарок.
Да, необходимо отметить, что подготовка к покраске своими руками - это достаточно трудоемкий процесс, но при отсутствии финансовых возможностей единственный выход для владельцев подержанных автомобилей.