Акустические системы для автомобилей бывают коаксиальными и компонентными. Коаксиальная система не отличается высоким качеством воспроизведения звука, т. к. динамики всех частот в ней собраны вместе. Соответственно, такой звук не будет радовать хорошим воспроизведением. В ее динамиках головки находятся на одной оси – среднечастотные и высокочастотные расположены в центре диффузора на оси низкочастотного динамика. Коаксиальная акустическая система использует различные конструкции кроссовера, разделяющего высокочастотный и низкочастотный диапазоны.
Как правило, в такой системе устанавливается конденсатор, служащий дополнительным источником напряжения. Все динамики в такой системе устанавливаются через одно отверстие. Компонентная акустическая система располагает все головки отдельно, каждая при этом помещена в отдельный корпус и имеет отдельное крепление. Каждый динамик размещается наиболее оптимально по отношению к слушающему, что позволяет создать «эффект присутствия», разобрать звучание каждого инструмента. Каждая головка отвечает за воспроизведение своего частотного диапазона. Компонентная, она состоит из двух (твитер и среднечастотный динамики) или трех динамиков (добавляется мидвуфер). Звучание такой акустической системы доставит истинное наслаждение меломанам, хотя и, несомненно, более дорогая и сложная при монтаже.
Чем отличаются автомобильные динамики от обычных?
Автомобильные динамики от обычных отличаются тем, что в силу условий своей эксплуатации производятся из более дорогих материалов и с использованием более высоких технологий. Это связано с необходимостью обеспечения климатической устойчивости и обширного температурного диапазона для работы головок динамиков. На автомобильные динамики воздействуют вибрация, перепады температур, повышенная влажность, также акустика в салоне значительно хуже акустики в квартире, а нижняя граничная частота значительно выше. Низкое напряжение в бортовой сети автомобиля приводит к необходимости использовать при работе акустики авто большие величины тока, чем в домашних системах, т. к. для качественного звучания колонок нужен большой запас мощности. Отличаются автомобильные динамики также тем, что в их конструкции учтены все негативные стороны среды, в которой они работают и заложены эффективнее средства, нейтрализующие их. И, несмотря на то, что по качеству звучания лучшие системы автозвука несравнимы с лучшими домашними аудиосистемами, в автомобиле их использование приносит удовольствие даже самым продвинутым меломанам, а недорогие системы для домашнего прослушивания ничем не отличаются от элитных автомобильных систем. С практической стороны автомобильные динамики отличаются от домашних своими маркетинговыми особенностями.
Домашние динамики бывают либо недорогие, но зачастую некачественные, либо качественные, но труднодоступные. Автомобильные динамики от обычных отличаются в этом случае тем, что в рамках любой ценовой линии производятся качественные изделия, отличающиеся в основном дизайном. Много крупных производителей радуют автомобилистов широким спектром выбора автодинамиков по самым разнообразным ценам, и при этом качественность товара остается неизменной.
И, наконец, самое главное различие обычных и автомобильных динамиков заключается в процессе их инсталляции. Акустическая система автомобиля требует качественного и грамотного монтажа, определенных работ по шумоизоляции, ибо от этого будет зависеть ее звучание. Нередки случаи, когда из-за неправильной установки высококачественная и дорогая аппаратура звучит очень посредственно, и наоборот, после грамотной установки даже недорогая аппаратура создает поистине чарующий эффект. В мире автомеломанов даже существует история, в которой обладатель очень дорогой и высококлассной домашней аппаратуры обратился в сервис с просьбой настроить аудиосистему в его автомобиле. И когда работа была окончена, осознал, что его домашние динамики не настолько хороши в звучании, как казалось раньше.
Кроме того, необходимо учитывать при установке автомобильных динамиков тот факт, что штатные места для установки динамиков в автомобиле, как и сами штатные динамики, могут быть непригодны для качественного звучания. Также должны учитываться при монтаже автоакустики такие факторы, как согласованность с автомобильной электроникой, эргономичность, правила безопасности и т. д.
Фронтальные автодинамики должны размещаться так же, как и обычные – и левый, и правый на одинаковом расстоянии впереди от слушающего, на равной высоте с его головой. Но в автомобиле достигнуть такого размещения практически нереально, поэтому, опираясь на конструктивные отличия авмтомобильных динамиков, рекомендуется удалить их от сидящих на максимально допустимое расстояние. При использовании компонентных акустических систем желательно будет располагать автомобильные динамики напротив друг друга с разными ориентациями их направления. Однако оптимального расположения автомобильных динамиков можно достигнуть, только проведя эксперименты с прослушиванием их звучания с различных положений в автомобиле.
В отличие от домашних динамиков, автомобильные нельзя расположить симметрично по направлению к слушающему, т. к. звук проходит множество переотражений, а размеры салона невелики, при таком расположении не сохраняется равномерность баланса тональности звучания, четкого позиционирования собственно музыкального наполнения.
И, наконец, последнее. Для исправления недостатков неудачного размещения автомобильных динамиков, используется DSP-процессор. Помимо коррекции тембра звучания и прочих настроек, его важнейшая роль, помимо коррекции недостатков звучания и тембра, создавать иллюзию звучания динамиков не с тех мест, в которых они расположены.