Рассмотрим основные составляющие карбюратора:
·первое – поплавковая камера с поплавком;
·второе – жиклер с распылителем;
·третье – диффузор;
·четвертое – дроссельная заслонка.
Сам по себе карбюратор предполагает минимально возможное количество регулировок, но при том для него необходима исправная работа механизмов и узлов. Состояние карбюратора напрямую влияет на качество работы двигателя. Неверная регулировка карбюратора приведет к падению показателей работоспособности двигателя: экономичность, приемистость двигателя, увеличение токсичности выхлопных газов (а это ведет еще и к штрафам). Поэтому правильная установка карбюратора, с последующей регулировкой – это залог экономичной езды и бережного отношения к двигателю.
Собственно регулировка карбюратора предполагается по двум позициям:
·«количественный винт» — количество оборотов на холостом ходу,
·«качественный винт» — уровень обогащенности воздушно-топливной смеси на холостом ходу.
Существует несколько типов классификации карбюраторов. Первый из них основан на векторах направленности потоков рабочей смеси:
1. 1 – поток направлен снизу вверх – карбюратор с восходящим потоком,
2. 2 – поток сверху вниз – карбюратор с падающим или нисходящим потоком,
3. 3 – поток в горизонтальной плоскости – карбюратор горизонтального потока.
Чаще всего используются карбюраторы нисходящего потока. Наилучшее наполнение цилиндров воздушно-бензиновой смесью (что добавляет мощности автомобилю, в отличие карбюраторов с восходящим потоком), и облегченный доступ, а, соответственно, удобство обслуживания (поскольку расположен сверху). Однако именно расположение сверху и является минусом – всегда есть вероятность заливания бензином двигателя.
Если дальше рассматривать классификацию карбюраторов, то это количество камер. Ведь в карбюраторе может быть не только одна, две, три, но даже четыре камеры (трубы).
Например, весьма известен карбюратор «Holley» (США), имеет четыре камеры. Именно в США 50-х – 70-х годах ХХ в. четырёхкамерные карбюраторы были распространены в спортивных авто, но и отечественные машины высшего класса, типа «ЗиЛ» и «Чайка» комплектовались этими карбюраторами.
Корпорация Chrysler (США) выпускала двухкамерные карбюраторы на восьмицилиндровый двигатель.
«Победы» ГАЗ-М-20 и «Волги» ГАЗ-21 оснащались однокамерными карбюраторами.
Однако самые распространенные - двухкамерные карбюраторы. Еще с 60-х годов ХХ века они стали завоевывать авторынки.
Были выпущены и трехкамерные карбюраторы. Они устанавливались на ГАЗ-3102 (ранние выпуски с двигателем ЗМЗ-4022. 10, это форкамерно-факельный двигатель) карбюраторы К-156. Третья камера была необходима для дополнительного обогащения рабочей смеси, которая подавалась в форкамеру, и она же формировала факел горячих газов, который поджигал основной заряд обедненной смеси в самом цилиндре.
Двигатель может быть один, а карбюраторов: и два, и три. В 60-е годы ХХ в. в США на спортивные авто ставили два, а то и три карбюратора.
Кроме того, их классифицируют по типу дроссельных заслонок. Это может быть параллельное и последовательное открытие заслонок. Разумеется, если заслонки открываются по параллельному типу, то открытие всех камер происходит одновременно. Если же открытие заслонок последовательное, то первые камеры работают на обычном режиме, а вторые при увеличенной нагрузке (их приводит в действие пневмо- или механический привод).
Для бесперебойной работы всего автомобиля, и двигателя в частности, (разумеется, если авто карбюраторного типа) необходима точная установка карбюратора.
Правильная установка карбюраторов:
Понятное дело, что установкой карбюратора должен заниматься специалист, у которого есть соответствующая подготовка и знания. Но данная процедура в салоне стоит приличных денег, и многие пытаются делать это сами. Представим примерную инструкцию по установке карбюраторов.
1. Снять старый карбюратор, удалить прокладку. После чего необходимо проверить наличие нагара на фланце впускающего трубопровода. Если нужно – удалить нагар.
2. Установить новую прокладку (именно новую, а не ту же самую).
3. Надеть на шпильки (аккуратно) карбюратор и без перекосов, равномерно (по диагонали) затянуть гайки крепления.
4. К рычагу управления заслонками (дроссельными) подсоединить трос газа. Проверить открытие (полное) дроссельных заслонок. Для этого нажать педаль газа до максимума (до пола). Затем проверить плотность закрытия – отпустить педаль газа.
5. Подсоединить трос подсоса. При помощи манипуляций с ручкой управления воздушной заслонкой (сначала вытянуть, а затем убрать), проверить полноту открытия и плотность закрытия воздушной заслонки карбюратора.
6. Надеть шланг подачи бензина и обратки на штуцер, затянуть хомуты, подкачать бензин (ручной подкачкой), чтобы убедиться в отсутствии подтеканий топлива.
7. Присоединить шланги, которые остались – вакуумкорректорный и отсоса картерных газов.
8. Прикрепить провод к электромагнитному клапану, соединить концевики ЭПХХ.
9. Обязательно заменить воздушный и топливный фильтры.
10. Перед регулировкой завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры.
11. И последнее – отрегулировать работу двигателя, разумеется, на малых оборотах холостого хода (используется газоанализатор), а если его нет, то нужно добиться максимума устойчивой работы двигателя. Все это выполняется посредством винта качества. Потом еще раз проверить токсичность.
В заключение скажу: у карбюратора есть свои достоинства - это его сравнительно невысокая цена и цена обслуживания, конструкция проста и надежна, диагностировать и проводить ремонт можно без специалистов и сложного оборудования.