Галогенные, ксеноновые и светодиодные фары уже давно заменили лампы накаливания. Исторически обычные лампы сначала заменил галоген, затем появился ксенон, сейчас последний писк моды – это светодиоды. Автомобильные фары и их технологии становятся все лучше и дороже. Производители автомобилей предлагают освещать ночную трассу самыми различными способами. В прайс-листах на новые автомобили уже не обходится без таких загадочных слов как ксенон, биксенон, адаптивный головной свет, адаптивные фары, светодиодные фары. Разнообразие делает выбор шире, но при этом запутывает неискушенного в автотехнике покупателя.
Счастливые обладатели автомобилей с продвинутой осветительной техникой в один голос говорят, что преимуществ много и они стоят потраченных денег. А платить приходится немало. Например, биксеноновые фары для VW Golf VI обойдутся минимум в 64. Приобретенные за эти деньги фары дают больше света и обладают адаптивной функцией - освещают дорогу, ориентируясь на угол поворота рулевого колеса. Галогенные фары не имеют подобных преимуществ и не могут повысить уровень безопасности. Вопрос освещения традиционно приобретает особую актуальность в осенний и зимний периоды. Когда короче становятся дни и выезжать по насущным делам приходится при далеком от идеала искусственном освещении дороги. Автомобилисты должны заботиться о лучшей видимости сами, чтобы избежать слепой езды «по приборам». А для этого приходится регулярно протирать и чистить стекла как снаружи, так и внутри. А также менять щетки стеклоочистителей каждые 12 месяцев, постоянно следить за наличием жидкости в бачке омывателя и чистотой фар.
Галогенные фары.
Галогенным светом сегодня оснащены большинство автомобилей. Ведь срок службы простой лампочки накаливания очень недолог, а ее свет недостаточно яркий. Специальное стекло позволяет современным галогенным лампам выдерживать до 700 часов работы. В 1970 году корпорация Philips представила лампу Н4 - галогенную лампу с двумя нитями накаливания для дальнего и ближнего света. В автомобилях галогенный свет впервые появился на Mercedes SL (R107). В то время хорошая галогенная лампа стоила примерно от 10 евро. Пятнадцать лет назад свет галогенных ламп распределяли по дороге фары с рассеивателями. Нынче фары направляют свет на проезжую часть с помощью отражателей или линз. Это не только более эффективно, но и сводит к минимуму риск ослепления водителей движущихся навстречу автомобилей. Фары с галогенными лампами отличаются посредственной дистанцией освещения. Стоимость таких фар минимальная, и они чаще всего являются единственным вариантом для малолитражек типа VW Polo, Opel Corsa или Peugeot 207. В последнее время используются фары с асимметричным ближним светом. Такой свет прежде всего освещает правую сторону улицы и на дороге с двусторонним движением не ослепляет водителей, которые едут навстречу. Дальний свет при этом освещает всю дорогу.
Ксенон и биксенон.
Ксеноновая газоразрядная фара, это достаточно сложное техническое устройство. Сначала светоизлучающая линза поднимается вверх, потом совершает круговое движение, затем находит идеальную позицию и загорается ярким белым светом. Датой ее появления считается 1991 год, а первыми автомобилями с такой оптикой являются BMW 7-й серии. Функционально лампа устроена следующим образом: в ее стеклянную колбу закачаны инертные газы, большую долю которых составляет ксенон. В колбе на крохотном расстоянии друг от друга находятся два электрода. Между ними загорается электрическая дуга, излучающая мощный яркий свет. Для розжига газоразрядной лампы необходимо подать на ее электроды напряжение до 25.000 вольт, а горение поддерживается при 85 вольтах. Каждой такой фаре положен собственный блок управления: он регулирует напряжение, руководит положением линзы, направляющей световой пучок на дорогу. У ксеноновой лампы за дальний свет отвечает галогенная лампа. У биксеноновой оба типа света генерирует одна газоразрядная лампа. В итоге, освещенность дороги в два с половиной раза больше по сравнению с галогенными фарами. Ксеноновые фары действительно ярче и лучше.
Адаптивный головной свет.
Почему свет фар падает не туда, куда я еду? Этот вопрос задают себе многие водители. Простой ответ: у ваших фар нет функции управления световым пучком. Поэтому фары при повороте налево светят, например, на поле или лес. А при повороте направо ослепляют встречных водителей. Эту несправедливость успешно решают адаптивные фары. Адаптивные фары направляют световой пучок исходя из направления и скорости движения. С 2003 года они устанавливаются на различные транспортные средства, относящиеся к бизнес-классу. Со временем они появились в качестве опций для более дешевых автомобилей. В устройстве адаптивных фар присутствует электропривод, управляющий линзой. А также датчики и сенсоры, определяющие угол поворота руля и скорость движения автомобиля. Исходя из полученных данных, световой пучок отклоняется влево или вправо на определенный угол. Часто адаптивная функция присутствует у ксеноновой оптики. Или предлагается за доплату в среднем за €400. Это еще одно стоящее вложение в безопасность.
Подсветка поворотов.
Подсветка поворотов - это более простой вариант адаптивных фар. Они не умеют поворачивать линзы вместе с управляемыми колесами. Угол, под которым направлен их световой пучок, статичен и направлен в сторону поворота почти под прямым углом. Как правило, эта функция возлагается на противотуманные фары. При этом загорается только одна фара со стороны поворота при включении соответствующего указателя поворота. Максимальная скорость, на которой включается подсветка поворотов, это 40 км/ч. Таким образом, функциональное назначение таких фар заключается именно в освещении траектории движения на перекрестках. В отличие от других новых технологий, эту можно внедрить в старый автомобиль. Преимущество освещения поворотов: лучше видны пешеходы или велосипедисты при повороте на перекрестке. Цена в качестве опции - 0-250. Недорого и полезно.
Светодиодные фары.
Светотехника будущего обозначена тремя буквами - LED. Аббревиатура расшифровывается и переводится на русский как «светоизлучающие диоды». Светодиоды обеспечивают яркое и мощное освещение дороги, сравнимое со светом газоразрядных ламп. Свечение получается в результате 100 вспышек диодов в секунду, но человек видит это как непрерывный однородный свет. До сих пор светодиоды использовались во вспомогательных лампах, тормозных и габаритных огнях, дневных ходовых фонарях. Постепенно светодиоды появляются в качестве основного и единственного источника света в фарах. Первые автомобили с диковинной оптикой это Lexus L5 600h и Audi. Распределением и формированием светового пучка здесь, как и в ксеноновых фарах, занимаются проекционные линзы. Для освещения поворота линза поворачивается на угол до 20° вместе с поворотом рулевого колеса. Светодиодным фарам требуется гораздо меньше энергии для создания мощного освещения. Этот факт даже положительно сказывается на экономии топлива, а поэтому за светодиодами будущее. Светодиодные фары, это к тому же последний писк моды. Они не только светят столь же ярко, как газоразрядные лампы, но и позволяют дизайнерам и инженерам воплотить в жизнь их самые смелые и сложные конструктивные решения. Например, в новом Audi А8 компактная светодиодная оптика обладает различными функциями: от указания поворота до динамичного адаптивного освещения шоссе. Но на данный момент эта техника чересчур дорога, а потому стоит только в автомобилях высшей ценовой категории.
Для водителя свет фар на темной дороге почти заменяет зрение. Видеть трассу и различать препятствия можно хотя бы в направлении движения. Современные технологии на основе газоразрядных ламп и светодиодов увеличили дистанцию и яркость освещения. От фар еще больше пользы, если они обладают адаптивными функциями: направляют световой пучок в соответствии с траекторией и скоростью движения. Хотя эти технологии и дороги, но все же они стали гораздо доступнее, чем несколько лет назад. Благодаря галогенным, ксеноновым и светодиодным фарам жизнь водителей стала легче и безопаснее.