В общих чертах пожарные автомобили, конечно же, схожи между собой по основным функциям. А также по основным правилам эксплуатации их в различных климатических условиях. Надо сказать, что основная масса пожарных автомобилей, находящихся на постоянном вооружении в МЧС России, может эксплуатироваться в абсолютно любых климатических и погодных условиях. Кроме того, эти пожарные автомобили могут эксплуатироваться на опасных предприятиях, таких как, например, нефтеперерабатывающие заводы, предприятия химической промышленности, предприятия энергоэлектрической промышленности и т. д. Для успешной интенсивной эксплуатации пожарных автомобилей пожарная часть должна иметь пожарное депо, в котором можно было бы правильно размещать транспортные средства, обеспечивать им надлежащий уход, а также правильные условия на случай длительного хранения. Пожарные автомобили могут применяться для тушения пожаров, доставки боевого состава части к месту тушения пожара, обеспечения постовой или дежурной службы во время выполнения опасных работ. Кроме основных пожарных средств, в пожарной части должно быть предусмотрено наличие вспомогательных пожарных автомобилей, на которых могут выполняться различные хозяйственные и бытовые нужды пожарной части.
Техническая готовность пожарного автомобиля определяется его исправным состоянием, наличием необходимого количества топливных и других жидкостей, необходимых для нормальной эксплуатации автомобиля, а также специальными отличительными знаками и покраской, которые предусмотрены соответствующими правилами.
Руководство по эксплуатации подобной техники, помимо прочего, содержит в себе необходимые рекомендации по частоте проведения технических осмотров автомобиля.
Техническое обслуживание пожарного автомобиля включает в себя обязательный ежедневный технический осмотр автомобиля, технический осмотр во время учений или дежурств, осмотр после пробега первой тысячи километров, осмотр после возвращения с пожара и т. д. . Если в пожарной части по какой-либо причине такие меры невозможны, то разрешается воспользоваться услугами специальных сервисных центров, которые должны иметь соответствующие лицензии.
Ремонт пожарного автомобиля может проводиться в случае возникшей необходимости или по результату ежедневной технической проверки. Не стоит дожидаться, когда та или иная деталь придет в негодность. Лучше поменять ее тогда, когда становится понятно, что она выработала свой ресурс. Ремонту могут подвергаться как все системы автомобиля, так и его отдельные части. Кроме того, ремонт пожарного автомобиля может быть различным по методам. Так, например, существует индивидуальный метод ремонта пожарного автомобиля (в этом случае неисправная деталь снимается, ремонтируется и устанавливается обратно на автомобиль), агрегатный (в этом случае неисправные детали снимаются, а взамен них устанавливаются новые).
Рекомендации по эксплуатации пожарного автомобиля включает в себя также рекомендации по уходу за автомобилем в случае его длительного простоя. Общее время простоя автомобиля без постоянной эксплуатации может составлять не более 30 дней. Исключение делается только для тех автомобилей, которые находятся на капитальном ремонте, в этом случае этот срок увеличивается до 60 дней. Также необходимо помнить о том, что перед тем, как войти в постоянную эксплуатацию, автомобиль должен пройти обкатку. В нашей стране подобная техника выпускается в основном на базе шасси УРАЛ, ЗИЛ и КАМАЗ. Поэтому для более подробного ознакомления с особенными условиями эксплуатации таких транспортных средств, можно также обратиться к правилам, выпускаемыми этими заводами.
Кроме того, эксплуатация пожарных автомобилей подразумевает наличие определенных документов, которые подтверждают различные технические качества автомобиля, а также его статус.
Необходимыми документами для пожарных автомобилей являются:
1. Технический паспорт
2. Страховое свидетельство
3. Паспорт технического средства
4. Технический талон
5. Путевой лист пожарного автомобиля
6. Журнал, в котором отражены все перемещения пожарного автомобиля
7. Карта об эксплуатации автомобиля
8. Путевка для вспомогательного автомобиля, который страхует основной автомобиль в случае его выхода из строя
9. Журнал, в котором отражен процесс выдачи путевых листов.
10. Формуляр
Все документы выдаются соответствующими органами. Технический паспорт, технический талон выдается ГИБДД. Страховое свидетельство на автомобиль выдает страховая компания, которая обслуживает данную пожарную часть и все ее транспортные средства. Формуляр выдается в составе сопроводительной документации автомобиля, он изготавливается заводом – изготовителем. Контролируется ведение формуляра, его заполнение страшим механиком под руководством начальника караула. Карта по эксплуатации является документом учета правильной работы автомобиля и его соответствующей эксплуатации. Этот документ ведется и хранится водителем. Такая карта также необходима для адекватного учета топливных и других жидкостей. Путевки на выезд основного пожарного автомобиля или его вспомогательного страховочного автомобиля выдаются начальником караула. Путевые листы могут быть выданы, только если предполагается выезд на пожар, учения или специальные задания. В журнал технического учета вносятся сведения о порядке проведения технического осмотра пожарного автомобиля.