Моторное масло можно сравнить с кровью в организме человека. Именно оно влияет на работу всего двигателя и от него зависит долговечная и надёжная эксплуатация. В процессе использования автомобиля некоторые детали подвергаются сильному трению и нагрузке, что приводит к их изнашиванию.
Например, поршень с кольцами и шейки коленчатого вала. Для того, чтобы предотвратить их преждевременный выход из строя, и служит система смазки. Поверхности соприкасающихся деталей имеют шероховатости и неровности, которые усиливают силу трения. Также различные неровности в процессе использования скалываются и срезаются. Смазка, которая находится между такими поверхностями, разделяет детали и заменяет их трение на трение смазки между ними.
Существуют другие необходимые функции, для чего служит система смазки автомобиля. Помимо непосредственно функции смазки, масло охлаждает, помогает удалять продукты износа деталей и защищает детали от коррозии.
Из чего состоит система смазки?
Система смазки состоит из поддона картера, масляного насоса с маслоприемником, масляного фильтра и каналов и отверстий для подачи масла под давлением, помещённых в блок цилиндров, в головку блока и в другие детали двигателя.
Поддон служит для хранения моторного масла. Контролировать уровень масла помогает щуп с двумя пометками max и min, и датчик уровня и температуры масла. Также с помощью щупа контролируется качество масла. После заливки масло идёт сквозь двигатель и оседает в поддоне. Нельзя допускать установленные минимальные и максимальные уровни масла, так как слишком маленькое количество его ведёт к преждевременному износу деталей, а избыток – к повышенному давлению во всей системе. При недостаче масла ездить на машине нельзя, а его слишком много, то следует слить. Масляный насос закачивает масло в систему. Он приводится в действие посредством коленчатого вала, распределительного вала, либо дополнительного вала. Распространённым вариантом являются насосы шестеренного типа. Масляный фильтр выполняет функцию очистки масла от отработанных продуктов, а масляный радиаторохлаждает масло потоком жидкости. Специальный датчик регулирует давление масла. Также может устанавливаться датчик температуры масла. Редукционные клапаны поддерживают постоянное рабочее давление. Они устанавливаются в масляном фильтре и масляном насосе.
Подача масла осуществляется двумя способами: разбрызгиванием и под давлением. Система смазки носит циклический характер. Масло засасывается насосом из картера и подводится к полнопроточному фильтру через канал в блоке. Потом масло поступает в главную масляную магистральи через каналы в блоке смазывает коренные подшипники, верхний подшипник валика привода насоса, подшипник промежуточного вала и поступает к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных валов. Затем масло подводится к шатунным подшипникам и к поршневым пальцам. От верхнего подшипника через поперечные сверления и полость, находящуюся внутри валика масло смазывает нижний подшипник валика и торцовую поверхность ведомой шестерни привода. Через калиброванное отверстие в главной магистрали смазываются шестерни провода. В верхней головке шатуна масло разбрызгивается для того, чтобы охладить поршень.
Затем из главной магистрали масло идёт в головку цилиндров для того, чтобы смазать опоры распределительных валов и подходит к гидронатяжителю цепи второй степени привода распределительных валов, к датчикам давления масла и гидротолкателям.
Система смазки вмещает шесть литров жидкости. Заливание масла в систему происходит через горловину, которая находится на крышке клапанов и имеет крышку с резиновой прокладкой для уплотнения.
Давление во всей системе смазки должно быть 200-400 кПа. Оно может колебаться в зависимости от погодных условий и уровня нагревания двигателя. Если давление упало, то это означает либо неисправность в системе смазки, либо износ коленчатого или распределительного валов. При падении давления масла загорается сигнальная лампа. Если она светится, то использовать такой автомобиль запрещено.
Масляный насос, установленный внутри картера, прикрепляется к блоку цилиндров посредством двух болтов и держателя к крышке третьего коленного подшипника. Он состоит из двух шестерёнок, при вращении которых зубьями захватывается масло и попадает в главную масляную магистраль.
Редукционный клапан служит для предотвращения избыточного давления. Если оно возникает, то сжимается пружина и лишнее масло уходит обратно. Регулировку редукционного клапана менять не следует. Она установлена на заводе. Всё масло, нагнетаемое в систему, проходит через фильтр. Этотэлемент может разбираться и подлежит многократному использованию. Масло попадает через специальные отверстия в полость, идёт сквозь фильтрующий элемент, где подвергается очистке и через отверстие болта проходит в систему смазки. Противодренажный клапан предназначен для предотвращения вытекания масла из фильтра при неработающем двигателе.
Для дополнительного охлаждения летом и при высоких скоростях применяется масляный радиатор, который соединён с масляной магистралью с помощью шланга через предохранительный клапан и запорный краник. По шлангу масло сливается в картер.
Система автомобиля напрямую зависит от правильной работы системы смазки. Существует несколько видов неисправностей. Протекание масла возможно из-за слабо затянутой сливной пробки в поддоне, повреждённых уплотнительных прокладок, износа сальников. Для устранения необходимо восстановить герметичность всех соединений и заменить повреждённые детали. Низкое давление в системе может быть из-за недостаточного количества масла, некачественного масла, износа подшипников коленчатого вала. В этом случае следует проверить уровень масла и заменить изношенные части. Марку масла рекомендуется выбирать согласно совету производителя.
Масло следует поменять через первые 5 000 и 15 000 км пробега. Замену масла через каждые 15 000км рекомендуется производить при эксплуатации машины в районах с холодным климатом и вне дороги.