И достаточно быстро люди стали замечать, что жить вблизи источников большого шума не только некомфортно, но и вредно для здоровья. Головные боли, бессонница, непроходящая усталость, снижение слуха, скачущее давление, язвенная болезнь и масса болезней, справедливо именуемых «болезнями цивилизации» - вот плата человека за шум, создаваемый им самим. Нельзя сказать, что с этой проблемой не пытались бороться. Постепенно за городскую черту выносились шумные заводы и железные дороги, ужесточались гигиенические требования к работе машин и механизмом, в том числе и по уровню акустического воздействия, повсеместно запрещалась подача звуковых сигналов, даже бытовую технику постарались сделать негромкой – этот список можно продолжать еще очень долго.
Но с одним, и на сегодня – самым главным источником загрязнения, в том числе и шумового, окружающей среды, человек не желает расставаться категорически. Потомку «безлошадного экипажа» выпала малопочетная роль «нарушителя спокойствия» даже там, где остальные источники шума отсутствуют.
Да, современные автомобили стали достаточно тихими, но, увы, в любезном отечестве нашем большинство автопоголовья все еще составляют машины, при проектировании и производстве которых о каких-либо стандартах на шум слыхом не слыхивали. Да и многочисленные уже иномарки добираются до наших дорог в возрасте, который у автомобилей принято именовать почтенным, а знакомство с отечественными путями сообщения «здоровья» им не добавляет. В итоге и отечественные, и заграничные автомобили шумят так, что делают некомфортной жизнь не только окружающих, но и самих автовладельцев. Поэтому с этим приходится бороться, и чаще всего, по давней нашей традиции, подручными средствами.
Естественно, прежде, чем бороться с чем-либо, необходимо установить его причины. А в автомобиле всегда есть чему шуметь… Это и двигатель, и трансмиссия, и кузов вместе со всем своим содержимым. Вносят свою, и совсем немалую, лепту протекторы шин, особенно шипованные, и наружные элементы отделки – зеркала, навесной багажник, антикрылья, спойлеры и прочая разнообразная декоративная отделка.
Что надо шумоизолировать в авто?
Шумоизоляция автомобиля предполагает как ликвидацию источников шумов снаружи и внутри машины, так и изоляцию от них пассажирского салона. Если для решения первой задачи нужно как следует отрегулировать двигатель и ходовую, хорошо подогнать друг к другу детали отделки кузова и элементы наружного тюнинга, да и просто навести элементарный порядок в салоне и багажнике, чтобы там не гремели кое-как сваленные инструменты, насос, домкрат, не тарахтело содержимое бардачка и так далее.
Во втором случае придется поработать, но шумоизоляция автомобиля подручными средствами оправдывает, как правило, затраченные время и усилия. Но для этого необходимы специальные вибропоглощающие, шумоизолирующие и шумоотражающие материалы. Они разнообразны по составу, свойствам и способам использования.
Времена, когда эту проблему решали листами пенопласта и резиновыми ковриками, давно ушли в область преданий. Теперь предлагаются наборы материалов для борьбы с шумом, что называется, на любой вкус и кошелек. В основном, если это материалы для наружной обработки автомобиля, то они делаются на основе асфальтосодержащих (битумных) смол и обычно применяются при обработке снаружи пола салона, стенки моторного отсека и арок колес. Правда, стоит помнить, что смолы на основе битума достаточно тяжелы и обработка ими ощутимо утяжеляет автомобиль, а при их применении внутри салона они имеют неприятную способность при высокой температуре плавиться и подтекать, пачкая все вокруг.
Внутренняя отделка салона, дверей, крыши и т. д. выполняется из вспененных синтетических материалов, чаще всего различных видов легких пенополиэтиленов и пенополиуретанов ячеистой структуры. В специализированных магазинах в продаже есть листы этих материалов различной толщины, с клеевым слоем или без него. Названия других средств шумоизоляции автомобиля подручными средствами – Вибропласт, Бимаст, Сплэн, Стандартпласт, Визомат, Изолон, Битопласт и еще целый список им подобных обычно мало что говорят рядовому автолюбителю, и перед их использованием необходимо проконсультироваться со специалистами.
Но и тут не стоит, в погоне за максимальным эффектом, наклеивать как можно более толстые листы и наносить самый толстый слой материала. Помните – лучшее – враг хорошего, и вес наклеенных материалов могут просто не выдержать крепления.
Итак, материалы куплены, советы получены, и можно начинать. Если проводится шумоизоляция новой машины, то ее стоит провести перед антикоррозийной обработкой – будет куда меньше проблем с обезжириванием кузова. В любом случае сначала нужно полностью разобрать салон авто, отсоединив жгуты проводки, вынуть коврики и просушить кузов изнутри. Затем лучше удалить некачественно нанесенную заводскую шумоизоляцию, удалив найденные под ней пятна коррозии, эти участки заново загрунтовать и покрасить. Перед наклеиванием шумоизоляции все поверхности обезжирить.
Приобретенные материалы вырезаются по месту - для этого лучше пользоваться бумажными шаблонами, они наклеиваются. Крайне желательно использование промышленного фена (термопистолета). С его помощью гораздо легче удалить оставшиеся под наклеенным покрытием пузыри воздуха и полностью разгладить материал. Лишнее обрезаем, заново собираем салон. Все, заслужено наслаждаемся тишиной и покоем.