Поэтому, учитывая важность тормозной системы, ее разработку при проектировании и наладке, при сборке автомобиля уделяется особое внимание, и у современных машин она подводит своих хозяев достаточно редко. Относится это и к тормозной системе вазовских моделей – и классики, и более современных машин.
Однако, как известно, в мире нет ничего вечного, да и любой агрегат автомобиля требует регулярного ухода и периодического ремонта. И тормоза здесь – не исключение, а наоборот - предмер особого внимания.
Неисправности.
Одной из основных неисправностей тормозной системы автомобиля является потеря тормозной жидкости по причине ее вытекания из гидросистемы тормозов. Обычно это происходит из-за износа тормозных шлангов. Поэтому их нужно периодически осматривать, и в случае необходимости – менять, помня, что замена тормозного шлага не в пример дешевле ремонта разбитой машины. Поэтому здесь экономия, как говорится, неуместна. Сама процедура замены тормозных шлангов не слишком сложная, стоит только проследить, чтобы новые тормозные шланги при установке на место не перекручивались.
Итак, новые тормозные шланги торжественно водружены на приличествующее им место, и вот тут автовладельца, как правило, ждет неприятный сюрприз - тормоза ВАЗ резко снижают эффективность своей работы, возрастает рабочий ход педали тормоза, а при резком нажатии на нее она мягко «проваливается», не обеспечивая, в случае необходимости, энергичного торможения.
Причина этого – атмосферный воздух, который неизбежно попадает в систему при замене тормозных шлангов или любом другом ремонте гидропривода тормозов. Впрочем, это случается и при неплотностях в уплотнителях, трещинах в тех же тормозных шлангах или же неисправности главного или колесных цилиндров.
Кроме того, стоит регулярно менять саму тормозную жидкость в гидросистеме тормозов – конечно, лучше всего каждый год, но, если уж чаще никак не получается – то хотя бы один раз в два года.
И как следствие ремонтов либо неисправностей, и как побочный эффект замены тормозной жидкости, в системе остаются пузырьки воздуха, для удаления которых необходимо правильно прокачать тормоза.
Итак, при попадании воздуха в тормозной гидропривод возникает неприятная неисправность, которая характеризуется увеличением рабочего хода тормозной педали, и, соответственно, сильно ухудшается эффективность тормозной системы в процессе торможения. А значит, необходимо устранить данную неисправность – прокачать тормоза.
Пошагово рассмотрим, как правильно прокачать тормоза ВАЗ:
1. Перед тем, как удалить воздуха из тормозной системы, нужно убедиться, что все узлы тормозного привода и соединения герметичны, проверить и если нужно заполнить бачок до необходимого уровня жидкостью «Нева».
2. Следующим шагом – скрупулезно очистить от пыли и грязи штуцеры, удаляющие воздух, затем снять с них защитные колпаки.
3. После этого удалить воздух из контуров по очереди. Вначале с одного контура, и только затем из другого. Начинать удаление воздуха необходимо с самого удаленного колеса, от главного цилиндра.
Теперь приступаем собственно к прокачке гидропривода.
4. После снятия передних колес надевают резиновый шланг на головку штуцера, а свободный конец шланга опускают в прозрачный сосуд, отчасти заполненный жидкостью.
5. Резко нажать на педаль тормоза несколько раз (3–5 раз), интервал между нажатиями должен составлять 2–3 с, затем отвернуть на ½ – ¾ оборота штуцер при условии нажатой педали тормоза.
6. Нажимая на педаль, вытеснить жидкость, находящуюся в системе, разумеется, вместе с попавшим в систему воздухом, через шланг.
7. Постепенно педаль тормоза достигает крайнего-переднего положения, как следствие прекращается истечение жидкости через шланг. Теперь нужно завернуть штуцер, для выпуска воздуха, до максимума. Данный перечень операций нужно повторять до прекращения выхода пузырьков воздуха из шланга.
8. Удерживая педаль тормоза в нажатом состоянии, завернуть штуцер для выпуска воздуха до максимума и затем снять шланг.
9. Протереть штуцер насухо и вновь надеть защитный колпачок.
10. Повторить все операции для других колес. Вначале обезвоздушить второе колесо этого же контура, и только после этого последовательно удалить воздух на колесах второго контура.
11. В процессе удаления воздуха необходимо поддерживать необходимый уровень жидкости в баке тормозного гидропривода.
12. Если в приводе тормозов отсутствует воздух, то педаль тормоза не проходит больше ½ – своего хода.
13. Для исключения влияния регулятора давления на процесс и качество прокачки тормозного привода, удаление воздуха необходимо проводить при нагрузке на задние колеса (не позволяется вывешивание задней части автомобиля).
14. Если производилось полное сливание из системы тормозной жидкости, то необходимо, перед удалением воздуха из системы, отвернуть штуцеры для удаления воздуха на цилиндрах колес на 1, 5 – 2 оборота. После чего, нажимая педаль тормоза резкими движениями, отпускать ее медленно, заворачивать штуцеры по мере того, как из них вытекает жидкость. И только после этого провести прокачку привода.
15. Возможно, что процесс удаления воздуха затягивается на длительное время. Это означает, что воздух продолжает проникать в систему, скорее всего через поврежденные трубопроводы, соединения или неисправный главный или колесный цилиндры (недостаточная герметичность).
16. Если прокачка выполняется на авто не особенно новом, тоесть система тормозов прослужила длительный срок, то необходимо жидкость, которая находится в системе, заменить новой.
17. Если жидкость пригодна для дальнейшего использования, то ее нужно тщательно и аккуратно профильтровать, а после отстоять в емкости, которая должна быть герметично закрыта.