Анодирование мелких алюминиевых деталей авто.
Чтобы защитить краску деталей из алюминия от разного рода негативных воздействий со стороны, применяют процесс, называемый анодированием или анодным оксидированием. Давайте мы с вами более подробно выясним для чего это нужно, что для этого используют и какими методами производят работы. Итак, анодное оксидирование – это процесс создания на поверхности металла тонкого, но очень прочного поверхностного пассивного слоя, который довольно стойко сопротивляется дальнейшей коррозии металла. Алюминий, прошедший данную процедуру имеет характерный ровный светло-серый оттенок цвета. Как раз эта пленка, уже в последствие, при необходимости окрашивается в любой цвет, который выберет заказчик. Делать это можно при помощи обычных анилиновых красителей, хотя их, как правило, применяют в основном при окраске тканей. В промышленных условиях анодирование обычно проводят в двадцати процентом растворе серной кислоты. Однако понятно, что в домашних условиях или в обычном гараже, такие работы проводить крайне неудобно, да и вообще опасно. Но есть и другой способ, который вполне подойдет для простого автолюбителя, не искушенного в вопросах химии. Можно произвести анодирование в обычном растворе углекислого натрия, а это ничто иное, как привычная всем питьевая сода. Хотя можно и вовсе для таких целей использовать хлористый натрий (поваренная соль), который всегда найдется в любом доме.
Как произвесети процесс анодирования самому?
Итак, если вы решили самостоятельно провести процесс анодирования, например, для каких-либо из алюминиевых деталей вашего автомобиля, то сначала вам нужно приготовить непосредственно сами растворы. Делать это нужно отдельно. Чтобы получить насыщенный раствор, сначала необходимо взять избыточное количество соды и соли, затем уже растворять их в чистой воде. Лучше всего для таких целей использовать дистиллированную воду, которая продается в любом магазине автомобильных запчастей. Вообще, ее используют для заливки в аккумуляторы, но и для наших с вами целей она подойдет как нельзя лучше. Соду и соль следует растворять в теплой воде в течение получаса, примерно. Не забывайте постоянно перемешивать раствор, чтобы не осталось не растворенных частиц. Раствора соды вам понадобиться примерно в девять-десять раз больше, чем соляного раствора. Все их необходимо и рекомендуется готовить в стеклянной, либо в пластиковой посуде.
После того, как все вещества полностью растворились, нужно дать раствору отстояться примерно десять-пятнадцать минут, сливая с осадка нерастворенного вещества, а затем отфильтровать. Запомните немаловажный факт: абсолютно любая неоднородность в растворе может повлиять на равномерность покрытия алюминиевой детали. Рекомендуется ванну для анодирования также использовать из алюминия. Если такой у вас нет, то можно в принципе использовать и пластиковую тару, предварительно покрыв ее дно алюминиевой фольгой. Смысл этого в том, чтобы обеспечить равную плотность тока при анодировании со всех сторон детали. Затем к листу алюминия присоединяют провод (тоже из алюминия). Затем, та деталь, которая предназначена для анодирования, подвергается измерению, для того, чтобы узнать ее площадь поверхности. Кроме того, следует тщательно очистить необходимую деталь наждачной бумагой с мелким зерном, после чего нужно обезжирить эту деталь ацетоном. Прикрепите к детали провод в том месте, которое не будет потом сильно заметно. Иногда для этого специально оставляют контактный лепесток, который после анодирования удаляют. Затем в эту импровизированную ванну заливают девять объемных частей раствора соды и одну часть соленого раствора. Все это тщательно перемешивают, а провод от ванны присоединяют к «минусу» заряженной аккумуляторной батареи, хотя здесь некоторые используют простой сетевой источник питания и при правильной эксплуатации результат будет тот же самый. Запомните, пожалуйста, что деталь обязательно должна быть абсолютно чистой. Ее следует подвесить в ванной с помощью присоединенного провода и сделать это так, чтобы минимальное расстояние до ванны было около десяти-пятнадцати миллиметров, включая дно. Провод от детали затем нужно присоединить к «плюсу» аккумуляторной батареи, через амперметр.
Для анодирования обычно рекомендуется использовать ток в пределах 10-15 мА на каждый квадратный сантиметр детали. Имеется в виду, что если деталь, к примеру, имеет площадь ориентировочно сто квадратных сантиметров, то необходимый ток должен быть порядка 1-2 ампера. Чтобы это регулировать обычно в цепь включают еще проволочный переменный резистор. Сам процесс анодирования продолжается обычно от часа до полутора часов. Если вы заметите выделение микроскопических пузырьков газа, то не пугайтесь, это вполне нормальное явление. После того, как вся деталь покроется ровным серо-голубым налетом, можно сказать, что процесс анодирование завершился удачно. Выньте теперь деталь из раствора и промойте обычной проточной водой. С помощью густого раствора марганцовки и ватного тампона необходимо также очистить деталь от побочных продуктов химической реакции. После всего этого, ваша деталь становится гладкой, и приобретает такой характерный матово-полированный светло-серый цвет. В конце просто еще раз промойте деталь и оставьте ее сушиться.
Как видите, все довольно просто, и анодирование алюминиевых деталей может провести каждый, если внимательно следовать порядку действий.