Раскрыть секрет популярности автомобиля Audi A3 несложно. Какой рынок ни возьми, модели малого среднего размерного класса - несомненные лидеры по объемам продаж. Объясняется популярность автомобилей С-класса просто: по запрашиваемым за них деньгам это предел мечтаний покупателей со средним или чуть ниже среднего доходом. На количество таких покупателей автопроизводителям жаловаться никогда не приходилось. А автомобиль Audi A3 как раз относится к этой категории.
К коррозийной стойкости кузова никаких претензий нет. Иного от Audi, даже компактной, и не ждешь. Однако точно так же, как в случае со стойкостью к ржавчине, был унаследован и недостаток, характерный для многих моделей концерна. В Audi A3 со временем по причине окисления в корпусе начинает прихватывать оси стеклоочистителей, что чревато последующим выходом из строя электромотора привода. Плохо, что среди машин первых трех лет выпуска искать вариант с числом дверей больше трех бесполезно. Пятидверный хэтчбек был представлен лишь в 1999 году. Годом позже модель подверглась рестайлингу.
Пространство в задней части салона и объем багажного отделения к достоинствам Audi A3 не относятся. Но к качеству отделочных материалов, тщательности сборки, оснащению дополнительным оборудованием не придерешься. Правда, с работой дополнительного оборудования возможны проблемы. Нельзя сказать, что их много. Однако в эксплуатации фиксировались случаи отказов центрального замка. Учитывая это, желательно иногда открывать двери ключом, иначе попасть в машину может оказаться затруднительно. Кроме того, на некоторых Audi A3 были отмечены неисправности электростеклоподъемников. На автомобилях первых лет выпуска недостаточно надежными показали себя дисплеи на приборном щитке и иммобилайзер.
Самым слабым из бензиновых двигателей, ставившихся на модель, был 8-клапанный 1,6 литровый (101 лошадиных сил). Однако по надежности, ремонтопригодности и приспособленности для эксплуатации в наших условиях в силовой гамме Audi A3 ему нет равных. Из трех 20-клапанных двигателей 1,8 литра, развивавших соответственно 125,150 и 180 лошадиных сил, два более мощных были с турбонаддувом. Атмосферный 1,8-литровик агрегат непростой по газораспределению, не такой ремонтопригодный и стойкий при нештатной эксплуатации, как двигатель 1,6 литров. Однако при правильном и своевременном обслуживании более-менее надежный. Покупка же подержанной Audi A3 с любым из еще более конструктивно сложных турбомоторов нежелательна. Поскольку после пробега 200-250 тысяч километров существенно увеличивается риск возникновения неисправности турбины. А ее ремонт недешев. К тому же у бензиновых Turbo общий ресурс до капремонта меньше, чем у атмосферных моторов. А по требовательности к качеству горюче-смазочных материалов и периодичности замены масла соперничать с ними способны разве что только турбодизели, которыми оснащалась данная модель. В системах питания турбодизелей 1,9 л(90 л.с.) и 1,9 л(110 л.с.) используется топливный насос высокого давления. После рестайлинга под капотом Audi A3 появился сначала турбодизель 1,9 л(130 л.с.), а затем 1,9 л(100 л.с.) - оба с насос-форсунками. Моторы с насос-форсунками предъявляют более высокие требования к маслу и топливу. К тому же дороже в обслуживании при необходимости ремонтов системы питания.
На Audi A3 ставились 5-ступенчатые механические, а также 4-ступенчатые автоматические коробки передач. Масло в коробки заправлено на весь срок службы. Однако менять его в МКП через 100-120 тыс. км и в АКП через 60-70 тыс. км, как показывает практика, в наших условиях эксплуатации лишним не будет. Если заменой масла не пренебрегать, то вероятность проблем с коробками остается небольшой даже при значительных пробегах машины. А нечеткое включение первой или задней передачи, которое может наблюдаться в МКП, поломкой все же не является.
Сначала Audi A3 была переднеприводной, однако после 1998 года для турбомоторов 1,8 л стало возможным также сочетание с полноприводной трансмиссией Quattro. Правда, в отличие от системы Quattro с дифференциалом Torsen (применяемой на моделях А4, А6 и А8), на самой маленькой Audi A3 используется полный привод с многодисковой муфтой Haldex. Надежность Haldex хуже, чем у Torsen. Есть риск, что даже при соблюдении правил эксплуатации полного привода после 250 тыс. км многодисковой муфте может понадобиться замена.
Отдельной строкой среди модификаций A3 проходила версия с обозначением S3, появившаяся в 1999 году. У этой модели только полный привод, трехдверный кузов, турбомотор 1,8 л, форсированный до 209 л.с., 6-ступенчатая МКП, более жесткая, чем у обычных A3, подвеска. У нас такой "снаряд" не встречается, но и покупать его для рядовой эксплуатации в нашей стране действительно нет никакого смысла.
Версии с передним и полным приводом различаются конструкцией задней подвески: балка в первом случае, "многорычажка" во втором. Маловероятно, что балке понадобятся ремонтные вмешательства как минимум до 120 тыс. км. Первыми кандидатами на замену будут, скорее всего, не шарниры, а амортизаторы. В подвеске Quattro амортизаторы почти столь же выносливы, но рычаги будут требовать ремонта чаще.
Передняя подвеска однорычажная независимо от конструкции трансмиссии. Слабые места, как обычно, стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости, ресурс которых оценивается в 40-70 тыс. км. За шаровые опоры и амортизаторы можно не беспокоиться 90-120 тыс. км, однако не исключено, что через 50-70 тыс. км замена понадобится шарнирам рулевых тяг.
Если размер не имеет значения – то машину можно брать. При фактически одинаковой агрегатной базе с Golf 4, Octavia и Toledo 2 - модель Audi A3 реже досаждает поломками. Достаточно компактные размеры являются одним из секретов популярности автомобиля Audi A3, ведь небольшой автомобиль придется кстати на тесных городских улицах.
Технические характеристики некоторых модификаций Audi A3.
Модель |
1.6 |
1.8T 20V |
1.9 TDI |
Снаряженная масса/допустимая полная масса, кг |
1090/1600 |
1145/1655 |
1170/1680 |
Объем багажного отделения, л |
350/1100 |
|
|
Рабочий объем двигателя, куб. см |
1595 |
1781 |
1896 |
Мощность, л.с. при об/мин |
101/5300 |
150/5700 |
90/4000 |
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин |
145/3800 |
210/1750 |
202/1900 |
Время разгона 0-100 км/ч, с |
11,3 |
8,1 |
12,6 |
Максимальная скорость, км/ч |
188 |
217 |
180 |
Расход топлива по методике EU, л/100 км |
5,9/10,5 |
6,2/10,3 |
4,3/6,7 |
Длина/ширина/высота, мм |
4150/1735/1420 |
|
|
Колесная база, мм |
2510 |
|
|
Дорожный просвет, мм |
130 |
|
|