Топливный насос высокого давления автомобиля представляет собой комбинацию плунжерных пар, индивидуальную для каждого цилиндра.
Число плунжеров в насосе такое же, как и количество цилиндров в двигателе. Эти элементы изготавливаются из высококачественной стали по специальной технологии, обеспечивающей их точность. В зависимости от конструкции, насосы высокого давления бывают нескольких видов.
Виды топливных насосов.
1. Рядные.
2. Распределительные.
3. Магистральные.
Рядный насос высокого давления.
В рядном насосе топливо в цилиндр нагнетается отдельными плунжерными парами. В отличие от него, распределительный насос обладает лишь одним или несколькими плунжерами. Они обеспечивают распределение и нагнетание топлива по всем цилиндрам. Роль нагнетания топлива в аккумулятор выполняют магистральные насосы.
Топливные насосы высокого давления могут применяться также с непосредственным впрыском топлива в бензиновых двигателях. Однако уровень рабочего давления у них порядком ниже, чем у аналогичных по характеристикам дизельных насосов. Ведущими производителями этих насосов являются такие зарубежные фирмы, как «Бош», «Лукас», «Зексель», «Дензо» и другие.
Ниже более подробно рассмотрены основные виды топливных насосов.
Рядный топливный насос высокого давления имеет плунжерные пары по количеству цилиндров в двигателе. Они устанавливаются в корпусе насоса. Плунжерная пара приводится в движение при помощи кулачкового вала, она прижимается к кулачкам посредством специальных пружин. Когда вращается кулачковый вал, кулачок набегает на толкатели плунжеров, а те в свою очередь движутся по втулке вверх. При этом закрываются последовательно впускные и выпускные отверстия. Образуется давление, в результате чего топливо по топливопроводу при открытом нагнетательном клапане поступает к форсункам.
Момент и количество подачи топлива может регулироваться механически или при помощи электроники. Механическая регулировка осуществляется при повороте плунжера с помощи зубчатой рейки, которая в свою очередь управляется специальным регулировочным винтом, который при отворачивании или заворачивании изменяет момент перекрытия плунжером отверстия гильзы, в результате чего происходит регулировка подачи топлива к форсункам.
Распределительный топливный насос.
Распределительный топливный насос автомобиля отличается от рядного тем, что он имеет один либо два плунжера, которые обслуживают все цилиндры. Они обладают малыми габаритными размерами и малой массой, что обеспечивает высокую равномерность подачи топлива.
Конструктивно распределительные топливные насосы высокого давления обладают различными приводами плунжеров: торцевым кулачковым, внутренним кулачковым или внешним кулачковым.
В плане эксплуатации предпочтение отдается первым двум типам привода плунжера (торцевому кулачковому и внутреннему кулачковому), так как они более долговечны и характеризуются отсутствием силовых нагрузок на узлах приводного вала.
Магистральный топливный насос.
В топливной рампе функцию нагнетания топлива выполняет аккумуляторная система впрыска топлива Комон Райл. Она используется в магистральном топливном насосе высокого давления. Магистральные насосы обеспечивают высокое давление порядка 180 МПА и более. Магистральный топливный насос может обладать одним, двумя или тремя плунжерными парами. Посредством кулачковой шайбы и кулачкового вала осуществляется привод плунжеров.
При помощи клапана дозировки топлива, в зависимости от надобности двигателя, осуществляется управление подачей топлива. В естественном состоянии клапан находится в открытом положении. При определенных условиях электронный блок управления подает сигнал на клапан, который закрывается на установленную величину и тем самым регулирует подачу топлива в компрессионную камеру.