Неисправность генератора
Генераторы переменного тока используются в современных автомобилях для зарядки аккумулятора и мощности электрической системы, когда работает двигатель. До 1960-х годов, в автомобилях использовались генераторы постоянного тока с коммутаторами. Генераторы переменного тока имеют ряд преимуществ перед генераторами постоянного тока. Они легче, дешевле и более прочные. Существующий набор выпрямителей необходим переменного тока в постоянный ток. Генератор работает на различных частотах и приводится в движение двигателем.
Генератор – это агрегат, который поддерживает, вырабатывает электрическую энергию. В случае его поломки для снятия и установки генератора необходимо обратиться на станцию техобслуживания.
Автомобиль снабжен генератором со встроенными кремниевыми диодами, служащими как выпрямительный элемент. О неисправности генератора информирует контрольная лампа зарядки, включённая в контур возбуждения. В случае повреждения обмотки возбуждения или диодов наступает перезарядка или недозарядка аккумулятора. Кроме того, контрольная лампа сообщает о повреждении диодов, вызывающем разрядку аккумулятора через генератор. Другая причина загорания контрольной лампы – падение напряжения в проводах или ослабление контактов в замке зажигания или на аккумуляторе. Свечение контрольной лампы при выключенном зажигании говорит о коротком замыкании дополнительных диодов, которые в этом случае пропускают ток в обоих направлениях. Аккумулятор при этом разрядится после выключения двигателя.
Следует помнить, что проверка работы генератора допускается с отсоединенной аккумуляторной батареей.
Не рекомендуется проводить проверку работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением вывода «В » генератора с «массой». При этом через вентили протекает весомый ток, и они могут быть повреждены. Проверить генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра. При проведении электросварки узлов и деталей кузова ВАЗ 2110 следует отключать провода от всех клемм генератора и батареи аккумулятора.
На автомобилях ВАЗ 2110 устанавливаются генераторы типа 943701 трёхфазные, переменного тока или генераторы ААК– 5102 производства Словении.
Генератор автомобиля ВАЗ 2110 считается достаточно мощным. При определённом токе нагрузки он характеризуется высокой надёжностью и отлично справляется со своими обязанностями.
Установка или ремонт генератора
Большинство владельцев автомобиля ВАЗ 2110 при вождении машины в тёмное время суток заметили, что недозарядка батареи сказывается на включении ближнего света.
При долго включённом моторе генератор работает на нижней ветви характеристики, а между тем потребление электроэнергии больше, чем при ровном передвижении по дороге. Поэтому на современных автомобилях стали применять более мощные генераторы. И современный 94 .3701 от «десятки» способен отдать ток 80 А. И владельцы ВАЗ 2110 практически претензий по поводу недозарядки не предъявляют.
Подключенный генератор к штатному электрооборудованию в соответствии с обычной схемой работает отлично.
Возможными причинами неисправности генератора ВАЗ 2110 может быть сгоревший предохранитель в монтажном блоке, прекращение подачи напряжения от монтажного блока к комбинации приборов, возможно выключатель зажигания не работает или напряжение от монтажного блока не подаётся. Генератор с обнаруженной несиправностью следует снять и отдать в ремонт в специальную мастерскую. Для устранения установленных неполадок необходимо заменить предохранитель и проверить провод «О» и отсоединён ли он от монтажного блока до комбинации приборов, проверить провод «ГП» и его соединения от выключателя зажигания до монтажного блока, затем нужно заменить неисправную контактную часть выключателя зажигания.
Капитальный ремонт генератора автомобиля ВАЗ 2110, снятие и установка или его замена осуществляется в соответствии со специальной схемой.
Для проверки генератора необходимо отсоединить провод от клеммы аккумуляторной батареи. Если лампа пробника погасла вместе с контрольной лампой зарядки, то повреждён генератор. Нужно снять ремень привода генератора, отсоединить с проводом от вывода «D» генератора. Защитный резиновый чехол снять и отсоединить провода от контактного болта. Натяжной болт вывернуть. Отвернуть гайку верхнего и нижнего крепления генератора и вытащить натяжную планку. Дистанционная втулка снимается, изымается болт крепления и генератор снимается.
Установка генератора на ВАЗ 2110 производится в таком порядке: клиновидным ремнём необходимо закрепить его на двигателе, затянуть болты и вставить вилку разъёма в заднюю крышку генератора, подсоединить клемму «массы» к аккумулятору.
Регулятор напряжения или щётки является одной из важных деталей генератора, который в случае выхода из строя, также подлежит восстановлению. Замена щёток проходит следующим образом: болты, которыми закреплён регулятор напряжения, удаляются. Генератор в таком случае вытаскивать из машины необязательно. Необходимо вынуть регулятор напряжения и измерить длину игольчатых щёток от поверхности скольжения до края корпуса. Короткие щётки замените, отпаяв провода, затем вставьте новые щётки и припаяйте провода. Провод надо зажать в изолированном месте. Если данные работы проводились на генераторе, снятом с автомобиля, то после их окончания установка генератора обратно неизбежна. Автомобиль ВАЗ 2110 будет работать исправно и без перебоев лишь при исправном генераторе.
После того, как двигатель заработал, обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, которые установлены на выпрямительном блоке генератора.