Для начала нужно сказать про то, что большинство моторных масел, которые продаются в магазинах, часто бывают «левыми», чем бензин. В нашей статье «Моторное масло для автомобилей с большим пробегом» мы расскажем вам о том, как правильно подобрать моторное масло, какие показатели оно должно иметь и на что следует всегда обращать внимание при покупке. Очень часто контрафактные моторные масла пытаются замаскировать под названиями очень известных марок – «ЛУКОЙЛ», Castrol, BP и Shell. Вероятность того, что вы купите левое масло, очень высока, если будете покупать его в каком-нибудь неизвестном магазине.
В основном в странных киосках и авторынках зачастую продают «левак», а магазинах запчастей тоже можно легко нарваться на подделку. Очень часто бывает, что даже в крупных супермаркетах задерживают партии контрафактных моторных масел. Купить 100% неподдельное масло вам удастся только на именных заправочных станциях Shell, ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР. Если же всё-таки вы решите купить масло в странном месте, то лучше купите какую-нибудь не раскрученную марку, - например, Motul или Liqui Moly, т.к. их не так часто подделывают. Тем не менее, мой вам совет, при покупке масла, обязательно сохраните сам чек, в том числе и канистру, на случай замены. Может быть, пригодиться.
Ну, а теперь настало время разобраться в условных обозначениях. Для многих людей – это «филькина грамота». Если посмотреть на этикетку моторного масла, то можно заметить обозначение – 10W40. Что оно означает? Это вязкость по стандарту SAE. Например, 10 - это индекс загустения. Чем ниже будет цифра, тем более низкие температуры сможет выдержать масло. Данные индексы загустевания (или загустения) могут быть от нуля до пятнадцати.
Теперь поговорим о второй цифре (в нашем примере, это 40), обозначает вязкость при высокой температуре мотора - около 100 градусов. И снова же, как и с первой цифрой, чем больше будет цифра, тем густее будет масло, бывает вязкость от тридцати до шестидесяти. Значит, масло с вязкостью шестьдесят будет самое густое. Но что обозначает таинственная буква между двумя индексами? Буква W означает слово WINTER (от англ. зима), соответственно означает время года, когда можно будет использовать данное масло, т.е. это сезон использования. Значит, в нашем случае это «зимнее» масло.
Как тогда узнать, какое же масло следует заливать в ваш автомобиль с большим пробегом? Всё очень легко! Открываем инструкцию и читаем её. В инструкции к вашему автомобилю обязательно будет написано, какие должны быть параметры моторного масла. Если в зимнее время года у вас часто возникают проблемы с машиной, плохо запускается двигатель, то советуем вам залить масло с меньшим индексом загустения. Скажем, вместо рекомендованного 10W40, залейте 5W40. Гарантируем, что летом с таким маслом не будет никаких проблем. Не рекомендуется заливать масло с высокой вязкостью, если вы не заядлый гонщик. Да и гонщикам следует иметь в виду, что повышенная вязкость ведёт мотор к «масляному голоданию». Вместо того чтобы маслу попадать куда следует, оно начинает скапливаться внутри головки цилиндра. Так, например, отечественные автогонщики в 80-х годах делали следующее, они специально протачивали масляные каналы в своих гоночных «Жигули» и заливали в них масло «Castrol Formula RS» с вязкостью шестьдесят, т.е. в два раза большей, чем нужно.
Другое обозначение по стандарту API - это индекс качества. Выглядит он, как две большие латинские буквы, SF. Качество масла следует определять по второй букве, чем она дальше будет по алфавиту, тем качественным будет масло. ВАЗам и иномаркам 80-х годов подойдёт масло SF, а вот SG подойдёт для многих новых иномарок последних лет выпуска.
Масло с индексом SF рекомендуют для многих машин в России. Если вместо него, вы зальёте масло SG, то будет здорово, ну а дальше не советую вам экспериментировать. В большинстве случае, все слишком качественные масла являются синтетическими. Если вашему автомобилю нужны минеральные масла, то «синтетика» принесёт вам только вред. Чем это чревато? Повышая расход масла – она будет пробивать изношенные сальники. Главная задача любого синтетического масла – это защита мотора от «клина», а не повышения его износоустойчивости. Изначально все современные моторы долговечны, благодаря этому они и не успевают износиться. Ещё ни один мотор не защищён от масляного перегрева. В системе смазки любого мотора, которые работает на минеральном масле, постоянно накапливаются смолистые отложения. Синтетические масла являются хорошими моющими средствами. Отложения, отмытые от деталей, забивают масляные каналы и приводят к «клину» мотора. Если вы решите сменить моторное масло с минерального на синтетическое, то не забудьте перед этим промыть свой мотор и очень тщательно, иначе вовсе убьёте старый мотор. Для промывания мотора необходимо пользоваться специально подобранным составом.
Некоторые эксперты утверждают, что переход с минерального на полусинтетическое масло безопасен – это не так. Понятие «полусинтетика» - неоднозначное. Это минеральное масло с присадками и смесь минерального масла с синтетическим. К тому же, соотношения могут быть любыми – один конь/один рябчик.
«Слишком хорошее масло» причинит вашему старому автомобилю с большим пробегом, больше вреда, чем пользы, учитывая и то, если ваше авто перешагнуло пятилетний возраст. Российским новым машинам корейского и китайского производства тоже не будет много пользы. Владельцам европейских автомобилей лучше уточнять у дилера. Благодаря тому, что двигатели обычно обновляются нечасто, то тут возможны варианты.
Да и последнее. Нередко бывают такие случаи, когда срочно нужно залить моторное масло. Для этого случая лучше запаситесь 1 литром масла и возите его с собой, после каждой очередной замены. Но если запасного масла не окажется с собой, то можете залить другое масло, главное, чтобы у этого масла были такие, же показатели, как и у залитого, ну или хотя бы с чуть большими показателями вязкости и качества, рекомендованные стандартом API.