Способ изготовления легкосплавных дисков – горячая объемная штамповка (ковка). Поэтому автомобильные диски - кованные нередко называют штампованными (не стоить путать со стальными штампованными дисками). Рассмотрим их недостатки, преимущества и производство.
Преимущества кованых дисков.
При ковке прочность диска выше, чем при литье, так как зерна измельчаются, деформируются и вытягиваются в необходимом направлении - в результате чего металл становится волокнистым. За счет этого возможно уменьшится толщина стенок диска почти на 20% в сравнении с литым. Из-за высокой прочности у материала дисков достаточно неплохие весовые характеристики: примерно массовая доля кованого диска на 20-50 % ниже массы стального диска и на 20-30 % меньше подобного литого. Имея высокую пластичность, диск не разрушится после мощного удара, а просто деформируется по образу стального. У штампованных магниевых дисков хорошая коррозионная стойкость, а алюминиевые автомобильные диски вообще можно эксплуатировать без лакокрасочного покрытия. В целом у кованого диска все плюсы литого и стального штампованного дисков.
Недостатки кованых дисков.
Главный недостаток – слишком низкий коэффициент эксплуатации материала, который составляет примерно 30-40%, что повышает стоимость изделия.
Производство кованых дисков.
Исходная заготовка нагревается до определенной температуры (400-470°С), при которой сплав достигает достаточно высокую пластичность, потом под воздействием пресса нагретая чушка вминается в специально предназначенную форму, и в результате выходит поковка. Изготовленные этим способом кованные диски могут как подвергаться термической обработке, так и не подвергаться. Все зависит от состава сплава. Частенько механические характеристики дисков, которые прошли термическую обработку, и без нее, сделанные из различных сплавов, почти не отличаются. Если же термическая обработка присутствует, то в ее процесс входит закалка с последующим старением. Затем поковку отправляют на механическую обработку, потом наносят декоративные покрытия.
Благодаря такой технологии производства получаются диски, у которых материал имеет прочность сравнимую со сталью, и пластичность, которая ниже всего лишь на 20-30 %. При изготовлении кованых дисков в основном применяются сплавы из алюминия и магния.
В заключение.
В России обстановка с коваными дисками очень увлекательная. Во всем мире большинство таких дисков устанавливаются на спортивные и гоночные машины (долгое время японцы заказывали кованные автомобильные диски нашего производства у Ступинского металлургического комбината). Но у общей мировой тенденции в России немного другое продолжение. Потому, что в настоящий момент по конверсии предприятия военно-промышленного комплекса овладели производством кованых колес, на которые цены удерживаются на низком уровне (средняя стоимость дисков нашего производства намного меньше западных подобий) причем их качество не хуже импортных. В общем, новому руководству металлургических заводов передалось по наследству пресса для ковки, которых цена не 1 миллион у.е. Надо отдать им должное. Они их изучили и приводят нас в восторг дешевыми коваными дисками. Заграничные частные фирмы не позволяют себе такие вложения (потому что это нужно каким-то образом окупать), поэтому на Западе изготавливаются по большей части литые колеса. Они составляют около 80% от всего объема выпущенных легкосплавных колес.
Ковка в России, возможно, будет или очень сильно дорожать, или передаст рынок литым дискам, если производители не будут вкладывать большую сумму денег на смену стареющего.