Распределитель зажигания ВАЗ, он же трамблёр, является важнейшей частью общей системы зажигания. Он предназначен для подачи сигнала коммутатору (коммутации катушки зажигания) и распределения искры на свечи зажигания. Рассмотрим более подробно, как работает распределитель зажигания ВАЗ. В бесконтактной и контактной системе зажигания устройство распределителя зажигания будет одинаковым. Основными узлами трамблёра ВАЗ являются датчик или прерыватель и распределитель.
Прерыватель распределителя зажигания ВАЗ
Предназначен прерыватель при контактном зажигании для коммутации катушки зажигания. А при контактно-транзисторном зажигании он служит датчиком. Распределитель зажигания ВАЗ имеет одинаковую конструкционную схему датчика и прерывателя. Единственным отличием устройства распределителя зажигания является наличие контактов или датчика.
Прерыватель состоит из корпуса, конденсатора, вала, вакуумного октан-корректора и подвижной контактной пластины. Вал состоит из двух частей. На нижней или верхней части, в зависимости от конструкции, располагаются кулачки. Их количество соответствует числу цилиндров. Части вала между собой соединяются подвижно. Базой служит центробежный октан-корректор, состоящий из пружин разной жёсткости и кулачков.
Работает прерыватель распределителя зажигания следующим образом. При вращении вала, под действием центробежной силы, кулачки расходятся. Они одновременно растягивают пружины и поворачивают верхнюю часть на определённый угол относительно нижней части. Вакуумный октан-корректор соединён трубкой и тягой с подвижной контактной пластиной с впускным коллектором. Разряжение во впускном коллекторе при открытии дроссельной заслонки увеличится. Это приводит к повороту относительно кулачков контактной подвижной пластины с контактами. Для повышения вторичного напряжения и снижения искрения, на корпусе распределителя зажигания закреплён конденсатор. Он включён в схему параллельно контактам. На верхней части вала закреплён ротор (бегунок), который позволяет распределять на свечи зажигания высокое напряжение через контактные выводы крышки распределителя зажигания.
Датчик распределителя зажигания ВАЗ
В бесконтактных системах зажигания ВАЗ распределитель зажигания работает немного по-другому. Трамблёр отличается отсутствием контактов. Их функции возложены на электронный коммутатор. Вместо контактов устанавливаются датчики, основанные на эффекте Холла. То есть, когда полупроводник в магнитном поле имеет разные свойства.
На подвижной пластине распределителя зажигания устанавливается датчик с прорезью. С одной стороны пластины закреплён полупроводник, а с другой – постоянный магнит. На валу распределителя зажигания устанавливается металлическая шторка с соответствующими датчику прорезями прямоугольной формы. При вращении шторка проходит через прорезь датчика, и перекрывает магнитный поток, поступающий от магнита к полупроводнику. Датчик в этот момент перестаёт пропускать на коммутатор проходящий через него ток. При дальнейшем вращении шторки, мимо датчика проходит вырез. В этот краткий момент полупроводник попадает в зону действия магнита и пропускает ток, поступающий на вывод коммутатора. В свою очередь коммутатор закрывает или открывает свой силовой транзистор, который соединяет вывод катушки зажигания с минусом.
На этих принципах и основывается работа распределителя зажигания ВАЗ.