На автомобилях ВАЗ 2101 установлен карбюраторный 4-цилиндровый двигатель с верхним расположением распределительного вала и рядным вертикальным расположением цилиндров. Его рабочий объемом составляет 1,2 литра. Ремонтные работы проводятся в зависимости от характера поломок. Рассмотрим основные этапы, как сделать ремонт двигателя ВАЗ 2101 самостоятельно.
Снятие и установка двигателя
- Для ремонта двигателя ВАЗ 2101 автомобиль предварительно ставится над смотровой канавой или на подъемник.
- Снимается капот, отсоединяются провода от аккумуляторной батареи и электрооборудования двигателя. Снимаются аккумуляторная батарея и подкапотная лампа. Чтобы не повредить при демонтаже радиатор, при повороте сливной пробки надо придерживать штуцер пробки вторым ключом. Чтобы не сорвались грани, пробка отворачивается накидным или торцовым ключом.
- Необходимо слить жидкость из отопителя, радиатора и блока цилиндров. Для этого отворачиваются пробки блока цилиндров, на нижнем бачке радиатора, с расширительного бачка. Также открывается кран отопителя.
- Снимается кожух вентилятора. Отсоединяются шланги охлаждающей жидкости от двигателя и снимается радиатор вместе с термостатом.
- Прежде чем снять воздушный фильтр, необходимо предварительно отсоединить шланги, крышку и фильтрующий элемент. Карбюратор надо закрыть технологической заглушкой.
- Отвернуть гайки крепления трубы глушителей к выпускному коллектору.
- Снять коробку передач.
- От двигателя ВАЗ 2101 отсоединить трос управления воздушной заслонкой и тягу привода дроссельной заслонки у карбюратора.
- Отсоединить от двигателя шланги подвода топлива и отопителя.
- Повесить на таль траверсу и застропить двигатель за скобу с правой стороны. С левой стороны застропить за отверстие в креплении кожуха сцепления. Цепь тали слегка натянуть, отвернуть гайки крепления подушек передней подвески к поперечине передней подвески. Вынуть талью двигатель ВАЗ 2101 из моторного отсека для последующего ремонта.
- Снять заборник горячего воздуха и теплоизоляционный щиток стартера. Снять с блока цилиндров 2 боковых кронштейна вместе с подушками передней подвески двигателя.
- Снять сцепление.
- Когда ремонт двигателя завершен, он устанавливается в обратной последовательности. Надо правильно соединить коробку передач с двигателем: первичный вал должен без перекосов входить в шлицы ведомого диска сцепления.
Рекомендации по ремонту двигателя
Затевая ремонт двигателя ВАЗ 2101, заранее подготовьте инструменты, оборудование и комплектующие. Осуществляя ремонт, не давите на ключ, закручивая или выкручивая болты и гайки. Лучше пользоваться динамометрическими ключами – они ограничивают крутящий момент. Необходимо плотно засаживать шпонки в шпоночные пазы валов. Люфт шпонок в пазах валов не допустим! При сборке рекомендуется смазывать трущиеся поверхности деталей и резьбовые соединения.
При замене подшипников, их усилие запрессовки не должно передаваться через ролики и шарики. При запрессовке инструмент должен опираться только на запрессовываемое кольцо. Чтобы избежать перекоса колец, усилие запрессовки должно соотноситься с осью подшипника. Правильно установленный подшипник плотно упирается торцами колец в заплечики корпуса или вала. Должен проворачиваться без усилий.
Производя сборку цилиндрических зубчатых передач надо контролировать торцевое и радиальное биения, боковой зазор между зубьями и расстояние между центрами. Проверить, как прилегают рабочие поверхности зубьев конических шестерен, можно по отпечатку специально нанесенной краски.
Перед установкой различных шлангов их желательно продувать сжатым воздухом. Располагать их надо так, чтобы они не терлись об двигатель, и плотно закрепить.
Старайтесь не повреждать рабочие кромки сальников. Используйте пленку, смажьте маслом перед подгонкой рабочую кромку. Если на сальниках двойные кромки, пространство между ними рекомендуется заполнять густой смазкой.