Не секрет, что в большинстве случаев системы защиты и охраны автомобилей базируются на принципах оповещения (пейджер, GPS, сигнализация) или блокировки электрических цепей (иммобилайзеры). Эти дорогие и сложные системы имеют важный недостаток - они энергозависимы. Достаточно обесточить бортовую сеть даже самого навороченного автомобиля и включить устройство подавления сигналов (глушилка), как все электронные системы после взлома становятся только пассивной защитой. Её впоследствии можно совсем отключить. В такой ситуации реальной защитой от угонщиков может стать механическая противоугонная система на тормоза и сцепление.
Принцип работы механического блокиратора тормозов
Противоугонная система на тормоза основана на разрыве исполнительных механизмов (рабочего цилиндра сцепления, тормозных суппортов) и управляющих элементов (сцепления и педали тормоза) гидравлических контуров. В контур дополнительно встраивается обратный клапан, активирующийся поворотом ключа в личинке замка. Замки на качественных механических блокираторах обладают высокой степенью секретности с миллионами комбинаций. Перфорировыный ключ подделать очень трудно, а воспользоваться отмычкой невозможно в принципе. Сами личинки замков изготавливаются из специальных сталей, устойчивых к механическим воздействиям: газовой сварке, высверливанию, абразивной резке и т.д.
Блокиратор тормозов размещается в скрытном месте автомобиля. Для снятия и постановки на охрану используется запирающий механизм, в котором замковая личинка удобно расположена в салоне автомобиля. Разблокировать и блокировать пневматический или гидравлический контур автомобиля можно лишь оригинальным ключом. При несанкционированном использовании автомобиля, при нажатии педали сцепления тормозная система надёжно блокируется при помощи собственных колодок и дисков. На автомобилях с МКПП дополнительно может отключаться сцепление. В результате авто своим ходом с места не сдвинется.
Довольно часто в качестве дополнительной защиты механическая противоугонная система доукомплектовывается производителем специальными блоками, разрывающими важные электрические цепи (бензонасоса, зажигания). То есть снабжены функциями иммобилайзеров.
Управление противоугонной системой на тормоза
Управляется система достаточно просто. Водитель перед запуском двигателя вставляет ключ в личинку замка и поворачивает его. С этого момента противоугонная система в работу штатных систем не вмешивается. Предусмотрена «защита от дурака» и нелепых случайностей - пока двигатель автомобиля работает, повернуть ключ обратно противоугонная система не позволяет. Если блокиратор тормозов поворотом ключа отключён не будет, то при первом нажатии на педаль сцепления или тормоза соответствующий гидравлический контур обратным клапаном размыкается. В результате сцепление остаётся в отжатом положении, а тормозная система - в заблокированном положении. Дальше автомобиль самостоятельно двигаться не может. Таким образом, для угонщиков похищение автомобиля становится серьёзной проблемой, с которой не стоит связываться. К примеру, чтобы все системы авто привести в рабочее состояние, злоумышленникам придётся обзавестись специальным оборудованием для восстановления гидросистемы и потратить много времени.
Чтобы полностью отключить блокиратор, придётся заняться полным демонтажём дополнительных гидравлических контуров. А затем восстанавливать прерванные электрические цепи, проводить сборку гидросистемы, прокачивать гидроконтуры тормозов и сцепления. Прямо посреди дороги, тем более в городе, этим заниматься никто не будет. Даже если угонщики перережут тормозные трубки, передвигаться на таком автомобиле без тормозов - смерти подобно. Поэтому противоугонные механические системы на тормоза считаются очень надёжными. По большому счёту, автомобиль можно будет угнать только с помощью эвакуатора.