Взять хотя бы новые гражданские шины Michelin Pilot Sport 3 — в состав резины вошли эластомеры, которые уже доказали свою эффективность в ходе многочасовых лемановских гонок.
В2006 году, когда компания шин Michelin Pilot Sport ушла из Формулы-1, не жаль ли разработчикам шин терять такую исследовательскую лабораторию.
Нет, говорят. Шины для Формулы-1 мало похожи на обычные, у них другая конструкция каркаса, специфическая размерность (посадочный диаметр —13 дюймов!), а главное — другие задачи: отработать на пределе 100—150 км — и на выброс. Так что использовать формульные наработки для обычных шин почти не получалось. А вот участие в Le Mans дает куда больше полезной информации.
В этом, конечно, есть доля лукавства. Не случись в свое время скандал в связи с тем, что эксклюзивным поставщиком шин для Формулы-1 была выбрана компания Bridgestone, пиарщики не уставали бы повторять, что массовые шины Michelin Pilot Sport — чуть ли не плоть от плоти шин Формулы-1, как это с успехом делают коллеги из фирмы Bridgestone. Но есть в ответе французских шинников и доля истины: создавая слики или дождевые шины для ЛеМанэ» и ресурсе — ведь если в Формуле-1 команды в любом случае обязаны хотя бы раз заменить шины, то в ЛеМане это делают по факту, когда шины действительно изношены.
Похожие задачи шинники решают и при разработке дорожных покрышек класса UHP (Ultra High Performance, добиваясь высоких сцепных свойств на протяжении как можно большего срока службы.
Новинки последних лет показывают, что резервы улучшения характеристик за счет оптимизации рисунка протектора почти исчерпаны — ведущие производители шин остановились на рисунке с широкими продольными канавками. А основные усилия направили на химию, на поиск материалов, которые бы сделали резину более цепкой и одновременно более износостойкой. Состав этих материалов — тайна за семью печатями. Известно лишь, что в новых шинах Michelin Pitot Sport 3 впервые применяется сочетание трех химических компонентов: эластомеров под кодовыми названиями «wet grip elastomer- и «long lasting elastomer-, а также силики. Их комбинация позволяет шинам быстро прогреваться на малой скорости и не перегреваться на большой. Последнее с точки зрения ресурса особенно важно: на высокой скорости, особенно при перегреве, шины могут изнашиваться в десятки раз быстрее, чем на малой. Вот пример из личной практики. Во время рекордного 24-часового заезда на автомобилях Saab 9-3 по скоростной дороге Дмитровского автополигона (2003) протектор отнюдь не самых плохих шин Pirelli Р7 на передней оси «отрабатывал» лишь 3000 км на скоростях 220—240 км/ч.
К сожалению, длительных скоростных заездов на полигоне в испанской Альмерии не было, поэтому остается полагаться на информацию производителя о том, что по ресурсу новые шины превосходят модель-предшественницу на 10%. А вот сравнить шины Michelin Pilot Sport 3 с ближайшими конкурентами с точки зрения управляемости и тормозной динамики мне удалось, и делал я это с пристрастием: помнится, предыдущая модель Michelin Pilot Sport 2 «по тормозам» на мокром покрытии заметно уступала конкурентам.
BMW 320d разгоняется до 90 км/ч, въезжает на участок залитого водой асфальта, и я бью по педали тормоза. Аппаратура фиксирует тормозной путь в диапазоне скоростей 80—10 км/ч — 28,3 м. Это были шины Michelin Pilot Sport 3. На шинах Goodyear Eagle Fl Asymmetric тормозной путь увеличивается до 30,2 м. Заметная разница, особенно если учесть, что шины Goodyear всегда отличались отменными сцепными свойствами на мокром асфальте.
Теперь заезды по залитой водой извилистой трассе. Тут уже в качестве оппонентов — шины Bridgestone RE050A и Pirelli Р Zero. Правда, для корректного сравнения шин трек оказался слишком «быстрым»: кое-где скорость достигала 140 км/ч — и никаких полос безопасности!
Поэтому могу лишь сказать, что увереннее всего я чувствовал себя на шинах Michelin. Шины Pirelli позволяли развивать ту же скорость в поворотах, но срывы в скольжения происходили резче, а шины Bridgestone заставили сбросить скорость — скольжения начинались раньше.
Самая спортивная часть программы — заезды на хэтчбеках Volkswagen Scirocco по сухой извилистой трассе, которая имитирует горные дорожки в окрестностях городка Клермон-Феррана, где расположена штаб-квартира, научно-технический центр и основное производство компании Michelin, Шикарная трасса, особенно для тестирования шин! Есть даже цепочка профилированных виражей, езда по которым больше похожа на могул — скоростной спуск на лыжах по холмистой трассе. Левый, перегиб, правый, перегиб, левый, трамплин. Поймав ритм, можно очень лихо перескакивать из левого поворота в правый. И здесь, да простят меня организаторы презентации, мне больше понравились шины ContiSportContact 3: реакции на руль были и быстрее, и точнее. А шины Michelin Pilot Sport 3 наделяли Scirocco мягкими и прогнозируемыми реакциями, но только пока едешь на грани скольжений, а чуть заступил за эту грань — и шины плывут, им не хватает поперечной жесткости.
Я поделился своими наблюдениями с Флораном Менего. главой департамента развития легковых шин Michelin, и он попросил немного подождать; мол, уже этой осенью линейка шин Michelin пополнится еще одной моделью класса UHP, но рассчитанной уже на самые мощные и быстрые автомобили, а шины Michelin Pilot Sport 3 более массовые — при наличии начальной размерности 205/55 R16 их можно установить и на Ford Focus, и на Peugeot 308. Но не в этом сезоне. Нынешней весной в России будут доступны только 17-, 18- и 19-дюймовые шины Michelin Pilot Sport 3. Цены практически такие же, как и на Pilot Sport 2: шина 225/45 R17 стоит 6050 рублей, а за покрышку 275/40 R19 придется выложить 14500 рублей.