Посты, осуществляющие весовой контроль (ВК), стоящие на дорогах общего пользования на территории Российской Федерации, функционируют на основании закона №196 «О безопасности дорожного движения», принятого 10.12.1995 года, постановления российского правительства «О взимании платы с владельцев автотранспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автодорогам общего пользования», принятого 26 сентября 1995 года.
Работники ГИБДД могут останавливать транспорт на стационарных постах для проведения проверки документов водителя и наличия у него пропусков и разрешений на транспортировку тяжеловесных грузов и того, соблюдаются ли необходимые правила перевозки. Таким образом, сотрудник ГИБДД определяет нарушение и принимает по итогам проверки необходимые меры.
Сотрудником ГИБДД, который имеет право на рассмотрение подобного правонарушения, в соответствии с пунктом 5 статьи 23.3 КоАП РФ, может быть только командир полка, роты или батальона и начальник ГИБДД, или же один из их заместителей. Любые другие представители ГИБДД не имеют права на рассмотрение и утверждение нарушений, выявленных в процессе перевозки тяжеловесного груза.
Лишение права на управление средством передвижения может осуществляться только судьей, что указано в статье 3.8 КоАП РФ.
Сама процедура лишения прав на управление средством передвижения при нарушении правил транспортировки тяжеловесных грузов может быть поделена на три стадии:
- Выявление нарушения, производимое совместно сотрудником ГИБДД и сотрудником поста, осуществляющего весовой контроль;
- Рассмотрение выявленного нарушения, которое производится сотрудником ГИБДД;
- Вынесение решения по выявленному нарушению, которое производится судьей.
Права сотрудника весового контроля
Если внимательно изучить документы, регламентирующие полномочия сотрудников ППВК и СПВК, то можно выяснить, что представитель поста, осуществляющего весовой контроль, имеет право, в соответствии с ПДД, на следующие действия:
- Регулировка и контроль движения в пределах знака, оповещающего о наличии поста весового контроля, в который входит остановка транспорта и направление его на взвешивание;
- Запрос у водителя транспортного средства необходимых разрешений и специальных пропусков на перевозку тяжеловесного груза, однако лишь в присутствии представителя ГИБДД. Никаких других документов сотрудник поста весового контроля требовать не вправе;
- Провести процедуру инструментального контроля машины на предмет соблюдения правил по осевым нагрузкам и общей массе. Конечным результатом процедуры контроля является акт, форма которого регламентируется Приложением 1 регламента «функционирования службы ВК Государственной службы дорожного хозяйства Минтранспорта Российской Федерации»;
- Сообщить сотруднику ГИБДД об итогах проведенной проверки и при необходимости выступить в качестве свидетеля при составлении протокола об имеющихся административных нарушениях.
Любые другие действия представителей постов, осуществляющих весовой контроль, наподобие попытки изъять документы, арестовать водителя или препятствовать дальнейшему проезду транспортного средства, являются незаконными, поскольку их может производить только сотрудник ГИБДД.
Права водителя ТС
Водитель имеет право, при прохождении поста, осуществляющего весовой контроль, на следующие действия:
- Потребовать от представителей поста, осуществляющего весовой контроль, строго соблюдения всех положений министерства транспорта, которые определяют рамки их деятельности;
- Потребовать от сотрудников ГИБДД соблюдения всех положений Инструкции Наставления по работе ДПС, ПДД;
- Следить за тем, чтобы проверка производилась правомерно и при нарушении прав водителя ТС сообщать об этом, фиксировать факты нарушений письменно или любым другим доступным методом, привлекая свидетелей, а при судебном разбирательстве заявлять протест в связи с явно незаконными действиями представителей поста весового контроля или ГИБДД и подавать ходатайства о наказании всех лиц, которые причастны к данным действиям.