Работа турбонаддува зависит от исправности турбокомпрессора и газовой турбины, нагнетающих воздух для сгорания топлива в цилиндры двигателя. Часто турбонаддув обозначают термином «турбина». Это поверхностное обозначение, ведь турбина – лишь составная часть турбонаддува. Однако когда советуют проверить исправность турбины, водители понимают, что речь идёт о работоспособности турбины с турбокомпрессором.
О неисправности турбокомпрессора говорят три основных показателя:
- Падение мощности двигателя.
- Подозрительные механические или аэродинамические шумы.
- Повышенный расход масла.
Эти симптомы свойственны и другим поломкам. Поэтому, чтобы определить, что неисправен именно турбонаддув, проводится его диагностика. Оптимальную картину состояния турбоагрегатов покажет профессиональная диагностика на станции. Однако кое что можно проверить самостоятельно.
Самостоятельная проверка работы турбонаддува
- Первым делом отсоединяем от двигателя патрубок, который соединяет другой патрубок подачи воздуха в турбокомпрессор с воздушным фильтром.
- Осматриваем лопатки турбины. Любые забоины и зазубрины должны насторожить ремонтника. Лопатки должны быть идеально правильной формы, без погнутостей, повторять с небольшим зазором проточную часть холодной улитки. При любом повреждении лопастей турбокомпрессор надо ремонтировать или менять на новый.
- Далее осматриваем съёмный патрубок. Отлично, если он будет сухим. Допускаются незначительные следы отпотевания масла.
- К входу турбокомпрессора на большинстве двигателей заведена система суфлирования. Если на входе в турбокомпрессор и в патрубке много масла, при этом в двигателе фиксируется повышенный расход масла, необходимо провести более тщательную диагностику. Потому что масло может расходоваться как по причине неисправности турбокомпрессора, так и при износе двигателя. То есть, надо определиться, какой агрегат ремонтировать.
- Более точно исправность турбонаддува можно определить другим способом. Берём за вал рукой и пробуем перемещать его в осевом направлении. Если люфта не чувствуется, или он еле заметный (допускается 0,05мм), значит в этом компоненте турбонаддув исправен. Если осевой люфт явно выражен, турбокомпрессор придётся менять или отдавать в ремонт.
- Таким же способом проверяем наличие люфта в радиальном направлении. Люфт будет ощущаться хорошо, до 1мм - это норма. Но слишком большой люфт (более 1мм) не допустим. Также необходимо определить, цепляют ли лопатки за холодную улитку. Для этого двигаем вал в крайнее радиальное направление и проворачиваем лопатки. Если они цепляются, турбокомпрессор неисправен.
- Отсоединяем патрубок, который соединяет турбокомпрессор с интеркуллером, или впускным коллектором двигателя. Проверяем наличие масла. Допустимы незначительные следы отпотевшего масла. Если на входе сухо, а в патрубке обильное масло, следовательно, масло расходуется по причине неисправного турбокомпрессора.
- Если проведённые выше манипуляции не выявили неисправностей турбонаддува, но мощность двигателя падает, необходимо методично проверить герметичность выхлопного и входного тракта. Следует учесть, что новейшие автомобили снабжены сложной регулировкой степени наддува и системой регулировки подачи топлива. Отказ любого из элементов в системе регулирования наддува может спровоцировать повышенный расход топлива и привести к падению тяги. Падение мощности мотора может быть следствием неточной регулировки топливной аппаратуры у дизельных моторов, настройки систем зажигания бензиновых двигателей и топливной автоматики.
- Достаточно точно исправность работы турбонаддува определяется манометром. Специальное устройство с манометром подключается к выходу турбины. Шкала манометра отображает давление воздуха, нагнетаемого турбиной во время работы мотора. Для каждой модели авто свои нормативы давления, по ним и надо ориентироваться, определяя исправность турбонаддува.