Хотя на данный момент регулировщик движения на дороге уже давно
является чем-то из категории анахронизмов, каждый водитель все же должен знать
и помнить сигналы, которые он подает, поскольку даже сейчас на перекрестках
могут возникать такие ситуации, разобраться с которыми может только живой
человек. Какой бы продвинутой не была система электронного контроля, всегда
есть шанс, что она выйдет из строя, поэтому каждый водитель должен быть готов,
что ее сменит опытный инспектор ГИБДД, который при помощи жезла будет
регулировать движение на перекрестке.
Однако многие водители не имеют ни малейшего понятия, как вести себя
в случае, если им подает знаки регулировщик, несмотря на то, что изучение этих
знаков входит в обязательную программу подготовки в автошколах. Происходит это
потому, что регулировщики, как уже упоминалось выше, сейчас появляются на
дорогах достаточно редко, и водители предпочитают забыть эту часть курса
автошколы сразу же после сдачи экзамена.
Традиционно регулировщик представляется как человек, одетый в форму
и управляющий дорожным потоком при помощи жезла, который в отдельных случаях
может заменяться светоотражающим диском или красным сигналом. На самом деле ни
диск, ни жезл не обязательно должны присутствовать в руках регулировщика. Они
применяются лишь в целях увеличения расстояния, на котором можно рассмотреть
сигналы. Так что если регулировщик подает сигналы просто руками – это не повод
их игнорировать.
Главная особенность регулировщика в том, что его сигналы имеют
наивысший приоритет над дорожными знаками и светофорами, отменяя их значение.
То есть, что бы не говорил вам светофор или дорожный знак – подчиняться следует
только сигналам, подаваемым регулировщиком. При этом крайне необходимо, чтобы
его сигналы могли правильно трактовать не только водители, но и пешеходы. Так
что даже лицам, не имеющим личного транспортного средства, было бы неплохо
приобщить к знаниям сигналов светофора также знания сигналов, которые подаются
им регулировщиком.
Рука поднята вверх: красный
свет для всех участников движения
Если регулировщик поднял руку вверх, то это сигнал того, что ни
транспорт, ни пешеходы не должны двигаться в каком-либо направлении. Данный
сигнал применяется, если требуется очистить перекресток от всех участников
движения.
Чаще всего это применяется для того, чтобы пропустить спецтранспорт,
который двигается через перекресток.
Опущенные или разведенные в
стороны руки – красный свет!
Это два идентичных друг другу сигнала. Встает вопрос – зачем же два
сигнала для одной цели? Объяснение достаточно простое. Нередко бывают
ситуации, когда регулировать приходится узкий перекресток или перекресток,
через который следует крупногабаритный транспорт. При этом разведенные в
стороны руки могут в значительной степени усложнить следование автомобилей или
нанести вред регулировщику.
Теперь можно поговорить и о значении данного сигнала. Проще всего
интерпретировать такой сигнал, если представить, что руки автоинспектора – это
шлагбаумы, наподобие тех, что стоят перед железнодорожными переездами. Если
регулировщик в таком положении стоит к вам спиной или грудью – это значит, что
для вас движение через перекресток на данный момент запрещено. Если
автоинспектор стоит к вам боком, то вы можете либо повернуть направо, либо
проследовать прямо.
Для трамваев данное правило немного другое – при таком положении
регулировщика они могут следовать только вперед. Для трамваев вообще можно
вывести простое правило в таких ситуациях, условно обозвав его как «в рукав и
из рукава», то есть вагоновожатый должен ехать так, словно он «въезжает» в
ближний рукав регулировщика дорожного движения и «выезжает» из другого, который
расположен дальше.
Вытянутая вперед правая рука
Если регулировщик повернулся грудью к вам и словно бы указывает на
вас своим полосатым жезлом, то это означает, что вы можете повернуть направо.
Двигаться в каких-либо иных направлениях, кроме как направо, запрещено.
Если регулировщик в таком положении, а вы стоите в транспортном
потоке либо справа, либо у него за спиной, то вы обязаны остановиться и ждать.
В наилучшем положении оказываются водители тех транспортных средств,
что оказались слева от регулировщика – они могут позволить себе двигаться в
любом направлении. Что касается трамваев, то следуя правилу рукава, они могут
двигаться только налево.
Пешеходы, если регулировщик в таком положении, могут переходить
дорогу за его спиной.
Внимание! В тот момент, когда регулировщик меняет положение корпуса
и рук, вы может смело завершать свой маневр, не опасаясь того, что вас обвинят
в нарушении ПДД.
Теперь давайте обобщим все вышеприведенные правила, что впоследствии может пригодиться вам при движении по перекрестку, где расположен регулировщик.
- автоинспектор в любом случае разрешает движение не более чем с двух сторон перекрестка;
- вытянутая рука регулировщика всегда направлена на те стороны, с которых разрешено движение транспорта;
- если регулировщик стоит к водителю спиной, то это равнозначно красному сигналу светофора;
- трамвай может следовать только вдоль рук регулировщика, другим транспортным средствам разрешены повороты направо.
Если вы до сих пор опасаетесь ехать через перекресток, который
регулируется человеком, а не светофором, то пора избавляться от своего страха.
Помните, что в первую очередь регулировщик стоит на перекрестке, что помочь вам
избежать аварии и проследовать через перекресток согласно правилам дорожного
движения.