Будучи
раздраженным, озлобленным или в дурном настроении за рулем, водитель может
создать множество опасных ситуаций на дороге, результатом чего могут стать
последствия с трагическим исходом. Если человек агрессивен, неуравновешен,
невежлив, не умеет обдумывать, какие последствия будут от его слов, да и
поступков, он не считается хорошим водителем. Когда нет уважения и
вежливости в отношениях между участниками движения, обеспечение безопасности на
дороге невозможно.
Надо
уметь сдерживаться в проявлениях своих эмоций, даже если в вас взыграл
темперамент. Эти качества пригодятся в общении не только с водителями других
машин, но и со всеми. Особенно это касается и общения с работниками ГИБДД. Если
водитель грамотен и уверен в себе, он не станет нервничать беспричинно, он
должен быть аккуратным и осмотрительным на дороге, соблюдать все правила и
этические нормы.
Этика состоит из отношений нравственности:
- уважение абсолютно ко всем участникам дорожного движения;
- предупредительность, вежливость в стиле езды;
- езда рваная, означающая резкий набор скорости и резкое торможение, недопустима;
- стиль должен быть оптимальным, т.е. достаточно плавное трогание с места, правильное перестроение и торможение, своевременная подача сигналов предупреждения;
- нельзя на дороге мстить за ошибки, раздражаться по всякому поводу;
- следует помогать остальным водителям;
- быть ответственным за пассажиров, сидящих рядом;
- отношение к пешеходам должно быть бдительным, ибо среди них есть и дети, которые пока не знают правил, и пожилые люди;
- нужно использовать самые безопасные приемы управления своей машины;
- садиться за руль, будучи нетрезвым, нельзя;
- техническое состояние автомобиля должно быть всегда в норме, так же, как и внешний вид машины.
Вот
некоторые простые, но действенные правила этики, которые нужно соблюдать,
управляя автомобилем:
Помнить о других при парковке. Это
правило предусматривает уважение к тем, кто едет мимо, кто тоже хочет
остановиться. Нужно стараться занимать поменьше места на дорогах, ведь вас,
наверняка, самих раздражала неправильная парковка других водителей. Кто-то
припарковался носом на край проезжего участка, кто-то оставил машину вдоль его,
заняв таким образом место.
Надо соблюдать рядность. Это будет
эффективным использованием дороги. Когда одна машина при одностороннем движении
передвигается в одном из рядов, а другая в соседнем, она занимает достаточно
площади, на которой смогли бы уместиться две машины, в общем она мешает
быстроходным автомобилям обогнать ее, напротив - заставляет перестраиваться под свою
езду.
Помогайте выезжать на дорогу из бокового
проезда. Медленный поток движется мимо машины, стоящей в колонке бокового
проезда, ожидая разрыва потока. И это занимает достаточно времени. Проезжая по
первому ряду и притормозив на пару секунд, вы дадите возможность ожидающему
автомобилю встроиться в поток.
Помогайте обгонять. Как правило,
обгоняемый хорошо видит то, чего не может видеть обгоняющий. На свободной
дороге показывайте это, включив сигнал правого поворотника, если не можете, то
предупредите, включив левый поворот. Если обочина на дороге укреплена, дайте
правее. Особенно это неписаное правило касается водителей большегрузов,
так как за ними всегда большое скопление легковых машин. Водитель –
профессионал или просто доброжелательный человек, не задумываясь даст обогнать
себя. Более того, он даже поможет сделать это.
Будьте понятны другим. Информируйте
остальных участников дорожного движения о маневрах, которые планируете,
заранее. Резко не перестраивайтесь и не затягивайте перестроение. Все это
затрудняет других водителей понимать ваши действия. Подавайте сигнал о повороте
заранее, но не в тот момент, когда вы уже в двух метрах от перекрестка, а
следующий позади вас водитель будет вынужден остановиться. Для чего раздражать
людей вокруг?
Когда дорога сужается, соблюдайте
очередность. Во многих странах водители на таких дорогах перестраиваются в
один ряд из двух по очереди: один едет из правого, другой из противоположного –
левого. Это у них считается неписанным правилом. Не стоит бодаться на узкой
дороге.
Включите лучше фары за час раньше – это
будет лучше, чем на минутку позже. Включение ближнего света только в
сумерках! Если даже от этого не улучшится видимость дороги, зато повысится
видимость вашей машины для остальных. Это относится и к пешеходам.
Дальним светом не ослепляйте –
переходите на ближний, если встречный автомобиль дальним светом начинает
ослеплять вас или когда водитель встречной машины перешел на ближний. Если вы
к возвышенности приближаетесь одновременно со встречной машиной, переключайте
на ближнее освещение немного раньше, чем увидите фары его автомобиля. Если вы
следуете за машиной-лидером, включите ближние фары, чтобы не ослеплять водителя
зеркалом заднего обзора.
Когда
обгоняете, включайте дальний тогда, когда поравняетесь с обгоняемой машиной.
Если обгоняют вас, выключайте дальний тогда, когда обгоняющий его уже включит.
Останавливая машину, переходите на
габаритные фары. Этим вы улучшите видимость водителям, которые едут
навстречу, и дадите им сигнал об остановке вашей машины. Нельзя, чтобы у
стоящего на обочине автомобиля были включены фары – этим вы будете ослеплять
остальных водителей.
Когда перекресток нерегулируемый и если вы
поворачиваете на них, пропускайте пешеходов. Этого, в первую очередь,
требуют ПДД. Не забывайте, что мы все являемся и водителями, и пешеходами
одновременно. Надо помнить, что пешеход знает об обязанности водителя пропустить его. Но конфликты, как на
перекрестке, так и на пешеходном переходе, бывают. Всегда надо представлять
себе, как где-то в этот момент переходит через дорогу близкий вам человек,
которому было бы очень приятно встретить доброжелательного водителя, а не того, который прямо таки готов
проехаться по его ногам.
Выполняя
эти советы, вы решите много конфликтов на своем пути. Агрессия к добру не
приведет, значит не стоит закреплять такой стереотип в своем поведении.