Двигатели внутреннего сгорания изменили скорость и расстояние перемещения транспортных средств, что обеспечило бурное развитие промышленности и торговли. Сей факт стал экономической основой прогресса во всех без исключения аспектах человеческой деятельности. Однако сегодня будущее бензиновых и дизельных моторов оказалось под вопросом. Считается, что самый современный двигатель для автомобиля - это электрический. На худой конец - компромиссный гибридный. И дело заключается даже не в проблеме глобального потепления. Отвечать за этот процесс автомобильный транспорт если и должен, то только после топливно-энергетической, нефтехимической и металлургической отраслей, вносящих куда более существенный вклад в загрязнение окружающей среды парниковыми газами. Ограниченные ресурсы природного сырья, из которого получают бензин и солярку - вот что неизбежно поставит крест на изобретениях Отто и Дизеля.
Какой агрегат станет преемником двигателя внутреннего сгорания - известно. О грядущей замене тепловой тяги на электрическую говорится при каждом удобном случае. Но в оценках, когда наступит светлое электрическое будущее, мнения существенно расходятся. Самый оптимистичный прогноз дают, как правило, лица, далекие от понимания технических вопросов. Зато по мнению специалистов, непосредственно занятых практическим решением этих вопросов, двигатели внутреннего сгорания сохранят за собой лидерство как минимум еще два десятилетия. Дело в том, что даже при существующих на сегодняшний день технологиях, автомобиль за счет энергии, выделившейся при сгорании килограмма топлива, способен проехать в сорок раз дальше электромобиля, использовавшего энергию аккумулятора. Говоря проще - электромобили не уступают много автомобилям в скорости перемещения пассажиров и грузов. Тем не менее они вернут цивилизацию во времена, когда расстояние опять придется рассчитывать по количеству остановок возле стационарных электрических розеток, необходимых для последующей подзарядки бортового аккумулятора. Конечно, это развитию промышленности и торговли никак способствовать не может.
Между тем потенциал бензиновых и дизельных двигателей до сих пор еще далеко не исчерпан. С них еще можно сделать достаточно современный двигатель для автомобилей. Ведь более 70% современных бензиновых моторов оборудовано системами питания с впрыском топлива во впускной коллектор. Только переходом на прямой впрыск бензина внутрь камеры сгорания можно одним махом снизить расход топлива сразу на 15%. Тем самым пропорционально уменьшится объем выбросов углекислого газа, обвиняемого в создании парникового эффекта. У дизелей технология впрыска также играет решающую роль в снижении расхода топлива и вредных выбросов. Здесь ожидания также связаны с увеличением давления и изменением схемы впрыска.
К тому же в бензиновых двигателях по-прежнему недостаточно широко используется турбонаддув и система управления фазами газораспределения. В то же время турбонаддув в сочетании с управлением клапанами позволил бы обеспечивать в моторах рабочим объемом лишь 1,4 литра характеристики нынешних 2-литровых силовых агрегатов.
Наконец, по мнению специалистов, пришло время более активного применения системы Старт/стоп, автоматически останавливающей двигатель при остановке автомобиля у светофора или в пробке. Также способствует экономии система управления температурой, которая позволяет мотору быстро прогреваться и далее работать в оптимальном тепловом режиме. Еще одна перспективная система, рекуперирующая энергию, которая выделяется при торможении машины.
Только благодаря перечисленным мерам можно добиться, что автомобиль массой 1400 кг с бензиновым двигателем мощностью 100 кВт, потребляющий сегодня в среднем 7,7 л/100 км, начнет расходовать топлива лишь 5,5 л/100 км. А дизельная модель такого же веса и мощности - 3,5 л/100 км. Впечатляет, не правда ли? А ведь снижать расход топлива и объем вредных выбросов можно еще и с помощью технологий, не относящихся к двигателям. Например, путем уменьшения общей массы автомобиля, снижения аэродинамического сопротивления и сопротивления качению.
Внедрение указанных мероприятий, разумеется, потребует денег и скажется на стоимости автомобилей. Однако любое из них - лишь очередной этап в эволюции двигателей внутреннего сгорания. Их история знала технологические ломки, куда более серьезные, чем, например, изменение схемы впрыска. И по сравнению с тем, насколько стоимость аккумуляторов, обеспечивающих приемлемый пробег, увеличивает цену электромобилей и насколько велики инвестиции, необходимые для развития аккумуляторных технологий, совершенствование двигателей внутреннего сгорания представляется экономически более целесообразным.
С другой стороны, запасы углеводородного сырья в любом случае не бесконечны. Перевод двигателей на биотопливную "диету" вместе с работами по уменьшению расхода топлива способен лишь отодвинуть во времени необходимость внедрения электрической альтернативы. Тем не менее, если недорогой и легкий аккумулятор с емкостью, обеспечивающей независимость от розетки, сопоставимую с автомобильной автономией, так и не будет разработан, не исключено, что торжества электромобилей мы не дождемся никогда.
Возможно, действительно самым современным двигателем для автомобиля является гибридный. У него есть шанс стать доминирующей транспортной технологией перемещения в пространстве. Хотя сегодня гибридный привод рассматривают лишь как промежуточный этап на пути к полной электрификации транспорта. А работа гибридного привода невозможна без использования двигателя внутреннего сгорания. Значит, таким моторам найдется место и на борту гибридомобилей. Сегодня в серийных гибридных авто тепловые двигатели совмещают функции тягового мотора и зарядного устройства для батареи электродвигателя. А в будущем двигатель внутреннего сгорания, очевидно, переключат только на подзарядку аккумулятора.
Такое решение позволит, во-первых, существенно упростить трансмиссию. Так как отпадет необходимость добиваться слаженной работы двух силовых установок, как в нынешних "гибридах". Во-вторых, с обязанностями зарядного устройства сможет справляться небольшой бензиновый или дизельный мотор мощностью от 15 до 35 кВт. Такой двигатель сам по себе экономичен, к тому же постоянно работать ему придется в стационарном нагрузочном режиме, для которого как раз и характерен самый минимальный уровень потребления топлива. "Гибриду" не требуется батарея такой же емкости, как для чистого электромобиля, что позволяет уменьшить массу аккумулятора и его стоимость. Наконец, автономию гибридного автомобиля ограничивает только необходимость посещать заправки для пополнения топливного бака. Поэтому "гибрид" способен совершать не меньшие пробеги, чем обычный автомобиль.
В обозримом будущем самым современным двигателем для автомобиля станет агрегат на топливных элементах. То есть, электромобиль будет использовать энергию, получаемую при электрохимическом разложении водорода в топливных элементах. Но и тут все упирается в стоимость технологии. А она в случае топливных элементов пока настолько высока, что говорить, когда эта технология может стать пригодной для массового производства, не берется ни один специалист. Слухи же о близком закате эры двигателей внутреннего сгорания, скорее всего, сильно преувеличены.